«По ту сторону надежды»: остросоциальная драма о судьбах беженцев в Европе от финского мэтра

15 Ноября 2017

Прочитано: 391 раз

Фото: rumy-hit.ru, kinopoisk.ru, kino-teatr.org
Автор материала: Динара Сиразеева
Сегодня в Казани в рамках Дней финской культуры состоится российская премьера фильма Аки Каурисмяки.

Корреспондент ИА «Татар-информ» объясняет, почему жителям Казани повезло стать зрителями фильма «По ту сторону надежды» финского мэтра Аки Каурисмяки. Картина получила «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале в этом году и была номинирована на главный приз Берлинаре.  

Открывать Фестиваль кино Финляндии, который с 15 по 19 ноября принимает кинотеатр «Мир», будет, возможно, последний фильм Аки Каурисмяки (об этом обмолвился сам режиссер). Картина «По ту сторону надежды» выйдет в российский прокат лишь 7 декабря этого года, так что в Казани премьера пройдет раньше времени. И это еще одна причина не пропустить Фестиваль кино Финляндии.

Аки Каурисмяки известен как любитель трилогий. Так вот, «По ту сторону надежды» создавался как второй фильм «портово-мигрантской» серии. Как и в первой киноленте трилогии «Гавр», беженцу помогают простые люди из среднего класса, только тогда действие фильма происходило во Франции, а теперь — в Финляндии.


 
Если кратко и без спойлеров, то «По ту сторону надежды» — история о сирийском беженце из Алеппо по имени Халед, который «похоронил Пророка и всех Богов вместе с семьей». Осталась лишь сестра, которую он ищет по всей Европе. Волею судьбы Халед встречает пожилого местного жителя Викстрема, купившего ресторан на окраине города на выигрыш в покер. Именно он и трое сотрудников «Золотой Пинты» помогают беженцу скрываться от полиции и властей, не давших Халеду убежище и превративших его в нелегала.

Финский мэтр режиссуры остается верен себе

«Традиционно Финляндия ассоциируется с минимализмом и молчаливостью. Этот образ создан прежде всего произведениями самого знаменитого финского режиссера Аки Каурисмяки», — рассказала нам советник по вопросам культуры посольства Финляндии в Москве Хенриикки Ахтиайнен.




В этом плане «По ту сторону надежды» лишь является подтверждением слов Ахтиайнен, ведь почти 10 первых минут фильма — сплошь немые сцены, но каждая достойна громких аплодисментов. Например, момент расставания Викстрема с его пьющей женой — красные бигуди и халат, кактус размером с футбольный мяч на столе и обручальное кольцо мужа с полной окурков пепельницы.

Каурисмяки не важна мода — герои его фильмов будто навсегда застряли в 80-х. Даже в полицейском участке информацию о Халеде заполняют на печатной машинке, правда, тут же стоит электронный считыватель пальцев.


Скупость на эмоции героев фильмов Каурисмяки — вот что удивит того, кто не знаком с творчеством финского мэтра, но явно не его поклонника. Кстати, на роль Викстрема режиссер позвал Сакари Куосманена, сыгравшего в нескольких фильмах Каурисмяки («Союз Каламари», «Вдаль уплывают облака», «Человек без прошлого»). А вот Халеда сыграл Шерван Хаджи, это его актерский дебют.

Тот факт, что «По ту сторону надежды» — это остросоциальная драма, не помешал режиссеру рассказать о трудностях мигранта и местного жителя с юмором. Он и в словах, и во взглядах, и в движениях героев. Только в фильме Каурисмяки официантка может с невозмутимым видом подать посетителю открытую консервную банку сардин со «сложным гарниром» из двух отварных картофелин и половины маринованного огурца.


Каурисмяки призывает к гуманизму доступным ему методом — через кино

Шутки шутками, но этот фильм куда менее оптимистичный, чем первый фильм «портово-мигранской» серии Гавр. То и дело на Халеда нападают скинхеды, по телевизору показывают кадры разрушенного и горящего Алеппо, а монологи Халеда в полицейском участке действуют на зрителя еще сильнее за счет абсолютно ничего не выражающего лица актера. Ты веришь, что ему абсолютно все равно, что происходит в этом жестоком и несправедливом мире и что может случиться с ним, ведь цель у Халеда одна — найти сестру.

При этом рассказ сирийского беженца ничуть не тронул и финскую чиновницу. Таким образом, Каурисмяки абсолютно честно рассказывает правду жизни: у мигранта столько же шансов получить убежище, сколько у участника лотереи сорвать джекпот. Именно поэтому Халед из сирийского беженца, ищущего убежища в «хорошей стране с добрыми людьми», становится нелегалом, сбежавшим от полиции.


Но добрые люди не перевелись на свете, и в фильме Каурисмяки они абсолютно не случайно оказываются представителями рабочего класса, ведь режиссер сам работал посудомойщиком и почтальоном.

Не очень удачливый Викстрем, сменивший торговлю мужскими рубашками на ресторанный бизнес, дает Халеду работу, деньги на еду и крышу над головой, помогает сделать поддельные документы, которые спасают от полиции. Беженец из Ирака Маздак не раз одалживает главному герою телефон для связи со знакомыми в Алеппо и он же приходит к Халеду с долгожданным известием — сестра нашлась. Официантка Мирья из «Золотой Пинты» Викстрема довозит девушку до полицейского участка, чтобы сестра Халеда попросила убежища.


Каурисмяки будто бы говорит: да, мир переворачивает наизнанку от происходящего в нем ужасов, но нельзя забывать о человечности и гуманизме. Режиссер не раз признавался, что вряд ли один фильм способен остановить войну, но если хотя бы три человека, посмотревшие «По ту сторону надежды», «подумают о том, что и они могут когда-нибудь оказаться в роли беженцев...», это будет лучшей наградой для Каурисмяки.



Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+