Рифнур Сулейманов: «Когда люди понимают, за что платить, они и платят своевременно»

13 Октября 2017

Прочитано: 2061 раз

Фото: Александр Эшкинин
Автор материала: Егор Никитин
Директор АО «Татэнергосбыт» Рифнур Сулейманов дал развернутое интервью корреспондентам ИА «Татар-информ», в котором рассказал о текущей работе по созданию республиканского Единого расчетного центра (ЕРЦ).
— Летом стало известно, что будет создаваться Единый расчетный центр. Расскажите, какая работа была проделана, чего удалось достичь?

— Президентом Республики Татарстан было дано поручение создать на базе «Татэнергосбыта» Единый расчетный центр республики по начислению счетов за жилищно-коммунальные услуги населению. 30 июня текущего года Кабинетом министров РТ было принято соответствующее постановление, в котором были определены пилотные города — это Зеленодольск и Набережные Челны. Первым заместителем премьер-министра Рустамом Камилевичем Нигматуллиным были утверждены дорожные карты по Зеленодольску и Казани. 1 октября начал работать Зеленодольский офис ЕРЦ — "Татэнергосбыт". В сентябре мы провели большую подготовительную работу. Перезаключили на тех же финансовых условиях 127 агентских договоров с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, 6 договоров с банками («Сбербанк», «Ак Барс» Банк, «АКИбанк», «Энергобанк», «Татсоцбанк») и с «Почтой России» на прием платежей. Проблем с этим не возникло. Провели начисления по лицевым счетам граждан, 4—6 октября распечатали квитанции за сентябрь, через управляющие компании и ТСЖ раздали их населению. Сегодня уже начали поступать первые платежи от жителей Зеленодольска, которые в ежедневном режиме расщепляются и перечисляются ресурсоснабжающим организациям. Для этого в короткие сроки пришлось доработать программное обеспечение. 


— С какими препятствиями вы сталкиваетесь при реализации этого пилотного проекта? Какие были сложности?

— Работа идет по графику, какого-либо противодействия ни с чьей стороны нет. Реализацию проекта непосредственно курирует Министерство строительства и ЖКХ, большую поддержку оказывают Министерство информатизации и связи и муниципалитеты, особенно в Зеленодольском районе и Казани. Все запланированные мероприятия по дорожным картам выполняются в срок.
По Казани на сегодняшний день все участники городского расчетного центра дали свое согласие на продажу своих долей. Данный вопрос согласован с ФАС России. Сейчас уже заключаем договоры купли-продажи.
После завершения этой процедуры на базе ООО «Единый расчетный центр г. Казани» будет создан основной операционный офис единого расчетного центра "Татэнергосбыта", который будет централизованно проводить расчеты по всей Республике Татарстан. 

Основная сложность в реализации проекта заключается в том, что все 47 расчетных центров по Республике Татарстан разрозненны. У всех разные собственники, разные условия работы. Для создания единой информационной базы необходимо доработать и объединить используемые ими программные комплексы, приобрести необходимую оргтехнику. Рассматриваем вопросы размещения офисов ЕРЦ для улучшения условий обслуживания населения. 

Возможно, часть офисов ЕРЦ будет размещена в офисах клиентского обслуживания "Татэнергосбыта", поскольку собственная сеть нашей компании очень разветвлена — 9 филиалов и 55 офисов на территории Татарстана, отвечающих высоким стандартам обслуживания.
 
— Вы планируете переводить людей, которые работают в этих 47 расчетных центрах, в свой штат? Сколько из этих подразделений останется, а сколько будет упразднено?

— Всего в 47 расчетных центрах работает почти 1 тысяча человек. В Зеленодольске мы перевели 16 человек на работу в ООО «ЕРЦ — Татэнергосбыт». Но там 68 тысяч лицевых счетов, это почти по 4,2 тысячи счетов на одного работника. Есть разные районы, например, Ютазы планируем перевести с 1 ноября, а там на 9 тысяч счетов работает 6 человек. В целом вся работа будет осуществляться силами уже работающих сотрудников расчетных центров. 

Пока мы планируем переводить людей на тех же условиях. Следующий этап начнется, когда у нас уже будут сервисы, программные продукты. И потом уже будем смотреть.

— Насколько сложной была работа с собственниками РЦ, ведь они будут вынуждены расстаться с бизнесом?

— По нашему мнению, ЕРЦ — это не бизнес, а социальная функция.
Мы провели финансовый анализ действующих расчетных центров, многие из них убыточны. Поэтому я думаю, что вопросов с собственниками возникнуть не должно. Некоторые из них даже, возможно, будут не прочь расстаться с этой нагрузкой.
Во многих районах эта работа проходит спокойно. Сейчас начинаем работу в Набережных Челнах. В ближайшее время запланирована рабочая встреча с руководством исполкома и участниками ООО «Городской расчетный центр» для обсуждения мероприятий дорожной карты по созданию Набережночелнинского офиса. Думаю, совместно мы придем к решению всех вопросов.

— Какие условия вы предлагаете собственникам? Есть ли какая-то методика расчета? 

— Мы не планируем выкуп всех 47 ЕРЦ по республике.
В основном мы будем создавать свои новые офисы на базе имеющихся расчетных центров, с переводом сотрудников и перезаключением договоров.
Что мы и сделали в Зеленодольске. 

— Сколько в целом нужно будет потратить, чтобы выкупить все эти частные расчетные центры?

— Скорее надо говорить об инвестициях, которые необходимо вложить для обеспечения нормальной деятельности расчетных центров. Как было отмечено, мы планируем закупить новые программные продукты, оргтехнику, такое согласованное решение уже есть. В некоторых ЕРЦ даже прием денежных средств в кассу идет с нарушениями, здесь целесообразнее установить современные платежные терминалы, чем нести затраты на инкассацию и другие расходы. 

— Как вы оцениваете инвестиции на создание ЕРЦ? Насколько затратное это мероприятие?

— Мы все планируем делать поэтапно. Первый этап — централизовать базы данных всех 47 расчетных центров. Сегодня они работают на программном продукте «Коммунальные платежи», разработчиком которого является компания «БАРС Груп». Мы изучали опыт наших коллег в Москве, а также Московской (Интер РАО) и Тульской областях (Сбербанк), чтобы посмотреть, где лучше всего налажены подобные системы, а также сравнить во сколько нам обойдется внедрение и использование современного программного обеспечения, удобного для населения, управляющих и ресурсоснабжающих организаций. 



— Если посмотреть в общем и целом, то насколько успешна реализация проекта? Как встречают нововведение люди?

— На данном этапе все поставленные перед нами задачи выполняем. Мы не будем ограничиваться только объединением всех 47 ЕРЦ. Планируем внедрять все передовые сервисы по обслуживанию населения, которые уже хорошо функционируют в "Татэнергосбыте". Я сам неоднократно посещал Зеленодольский ЕРЦ и в курсе имеющихся проблем. Сейчас мы там уже полноценно работаем, стараемся решить все проблемные вопросы. Произошедшие изменения воспринимаются всеми положительно. 

— Вопросов по начислению стало больше или меньше?

— Я думаю, об этом пока рано говорить. Вопросов в сфере ЖКХ традиционно много. Наша задача в том, чтобы сделать начисления максимально прозрачными и понятными населению. Когда люди понимают, за что платить, они и платят своевременно. Я повторюсь, что по электроэнергии таких вопросов у нас почти не осталось, то же самое необходимо сделать в целом по жилищно-коммунальным услугам. Сейчас завершается переход системы на новую версию программного продукта, с обновлением также возникает много вопросов. 



— Давайте остановимся на программных продуктах. Насколько я знаю, у «Барс Груп» есть более старая версия и более новая.

— Сегодня в основном расчетные центры работают на программном обеспечении «Барс Груп» версии 2.0. Мы планируем работать на более усовершенствованной версии 6.0. На ее основе можно централизовать всю республику, интегрировать ее в единую систему. Мы составили помесячный план-график по всей республике. До 1 апреля планируем завершить работу по созданию единой информационной системы по Республике Татарстан. 

— Какие новшества вводятся вами в ЕРЦ?

— Мы только начали работать. Из внедренных новшеств можно назвать ежедневное расщепление поступающих от населения денежные средств, которые перечисляются на счета ресурсоснабжающих организаций, минуя управляющие компании. Управляющая компания получает средства только за жилищные услуги. Об остальных нововведениях можно будет говорить после завершения процесса интеграции базы данных в единую систему. У нас имеются большие планы по развитию сервисов, как для потребителей, так и для ресурсоснабжающих и управляющих организаций.

— Управляющие компании как к этому отнеслись?

— Нормально, с пониманием. Мы согласовали и оговорили это в договорах.
Это мое мнение, они же должны содержать дом, а деньги за коммунальные ресурсы должны поступать напрямую поставщикам и как можно раньше.
Но мы же не только начислениями и сбором денег будем заниматься. Мы дадим им доступ к информации, которой раньше у них не было. У нас любая управляющая компания, ресурсоснабжающая организация, любой дом сможет посмотреть в программе, сколько начислено, как и куда движутся деньги. 

— С большими управляющими компаниями все понятно, а вот как обстоят дела с ТСЖ?

— Да, не все ТСЖ сегодня обслуживаются в расчетных центрах. Мы предлагаем всем агентские договора, свои услуги. Многие понимают преимущества работы с ЕРЦ. Им ведь тоже надо делать начисления, печатать квитанции, содержать бухгалтеров. Хочу обратить внимание, что работа с ЕРЦ дает преимущество самим собственникам квартир, поскольку председатель может смениться, а база данных всегда останется в актуальном состоянии. 

Сейчас рассматриваются на законодательном уровне проекты о переходе на прямые договора. Я уже говорил, в "Татэнергосбыте" почти 900 тысяч прямых договоров. Если законопроекты будут приняты, то услуги ЕРЦ будут еще более востребованы.
 — В целом по мелким ЕРЦ насколько подъемны агентские услуги, сколько они стоят?

— Разные условия по республике. Средний процент вознаграждения — от 0,6 до 38 процентов. Мы начали в Зеленодольске, там самый низкий процент — 0,2 от поступивших денежных средств.

— Почему так мало?

— В Зеленодольске управляющие компании сами содержат абонентский отдел, раздают квитанции, собирают дебиторскую задолженность. Мы эти функции можем взять на себя.
В "Татэнергосбыте" сегодня собираемость составляет почти 100 процентов. У нас работает полноценный контакт-центр, в планах ЕРЦ также переводить на контакт-центр. 
Когда нам звонит потребитель, сразу появляется его лицевой счет на компьютере, оператор контакт-центра не ищет его, а сразу видит, сколько начислено и т. д., — становится легче общаться. 

— От чего зависит стоимость?

— Каждый ЕРЦ зависит от своих расходов. Например, раздача квитанций по почте — у кого-то 2 рубля, у кого-то 10 рублей, у кого-то — 8.
У нас — 1 рубль 37 копеек в «Татэнергосбыте». Когда будем объединять, создадим единые стандарты. Будем встречаться со всеми крупными УК, говорить с ними, согласовывать цены.
В Ютазинском районе бумага по одной цене, а в Зеленодольске — по другой. Когда покупаешь оптом, будет дешевле.


— Уже известно, кто будет банком-оператором?

— Для населения ничего не поменяется. Где они раньше платили — «Ак Барс», «Сбербанк», Госпортал (там почти 15 процентов населения платит), там они и будут платить.
О банке-операторе: мы получили предложения от «Ак Барс Банка», «Сбербанка», «Газпромбанка».
Окончательное решение пока не принято.

— По каким критериям будете выбирать?

— В первую очередь критерием будет — кто предложит самый низкий процент и выгодные условия. 

— Кто следующий войдет в единую систему ЕРЦ?

— Есть график проекта создания офисов ЕРЦ в районах и городах республики. В ближайшее время будет рассмотрен и утвержден рабочей группой при Кабинете министров.
В начале ноября планируем выставить квитанции за октябрь месяц в Ютазах от имени ЕРЦ "Татэнергосбыта". 
За коммунальные платежи собираются огромные средства. Примерно сколько собирается средств за ЖКХ?

— Начисление в год где-то 36 млрд рублей. Из них 60 процентов — коммунальные услуги, жилищные — 40 процентов. Может, 70 на 30.
Коммунальные услуги будут оплачиваться сразу, их даже не увидит управляющая компания. Население оплатит, деньги сразу перечисляются ресурсоснабжающим организациям. Это коммунальные услуги: тепло, вода, электроэнергия.
Остальные — управляющей компании. Мы получаем только свое вознаграждение. Это не от начисления, а от фактически полученной суммы.

— Насколько прозрачно будет перераспределение этих средств, которые будут идти через вас и банки-агенты?

— Во-первых, да, прозрачность будем обеспечивать.
Будет доступ для управляющих компаний, они будут видеть, когда будут поступления от населения. И для ресурсоснабжающих организаций обеспечим доступ. Будут отчетности и для муниципалитетов, и для Минстроя, и для управляющих компаний, и для правительства.
Есть отчетности по согласованию. Программный продукт позволяет показывать и расщепления день в день. Планируем в будущем, когда человек будет платить через Сбербанк, через другой банк или на почте, его деньги  автоматически получат коммунальщики, напрямую, минуя ЕРЦ.


Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+