Айрат Хайруллин: «Основная цель работы властей – это повышение качества жизни»

26 Июля 2017

Прочитано: 985 раз

Автор материала: Александр Третьяков
Глава Альметьевского района рассказал ИА «Татар-информ» о том, как строятся отношения с Татнефтью и как велодорожки повлияли на жителей столицы района.
Глава Альметьевского района РТ Айрат Хайруллин дал развернутое интервью ИА «Татар-информ», в котором рассказал о жизни нефтяной столицы РТ, отношениях с Татнефтью, планах городского развития, перспективах инвестиционных проектов и многом другом. Представляем первую часть интервью Айрата Хайруллина. 

Как строятся отношения с Татнефтью, с нефтяниками, насколько они помогают вам?

— Это системообразующий вопрос, действительно, компания Татнефть — это предприятие номер один в Татарстане, штаб-квартира находится в Альметьевске, весь менеджмент компании проживает в Альметьевске и вообще вся история нефтедобычи всего Советского Союза, в том числе нефтедобыча Татарстана зиждется на тех традициях, которые были заложены в Альметьевске. На этом фундаменте буквально недавно, наверное, месяц назад, прошло годовое собрание акционеров компании Татнефть, где были подведены предварительные итоги 2016 года, была определена дивидендная политика. Могу сказать, что та социальная нагрузка, которую Татнефть несет на себе, она достаточно уникальная, потому что идет реализация многих государственных программ при участии и партнерстве компании Татнефть не только в Альметьевске, но и в целом по Татарстану. Жители Альметьевска благодарны компании «Татнефть» и генеральному директору за поддержку социально значимых проектов в области здравоохранения, образования, спорта, культуры и пр.

Если говорить о самом городе или районе, у нас Наилем Ульфатовичем (генеральный директор ПАО «Татнефть», прим. ред.) очень хорошие, теплые отношения, мы регулярно встречаемся, общаемся по разным служебным вопросам, и вопросам, связанным с развитием компании Татнефть и просто в целом о жизни. Человек очень интересный, глубокий. Вот буквально недавно у нас была очень интересная лекция, практика долголетия, приезжал один из видных российских ученых и Татнефть сейчас запускает программу, фактически уже запустила программу «Активное долголетие». 

Вроде бы казалось, нефтедобывающая компания, но работает не только в области нефтедобычи, не только в той социальной помощи в реализации инфраструктурных проектах, но и в том числе вот такие темы интересные, которые не существовали, благодаря Татнефти появляются.



В цифрах можете обозначить их участие, формат участия: со финансирование, партнёрство, ещё какие-то?

— Я лучше расскажу в проектах. Это проект «Культурная среда». Вот я как раз вчера в «Татар-информ» прочитал новость, что в Казани проект «Культурная среда» стартует в парках Казани. В прошлом году эта программа была начата у нас на 5 открытых площадках города, проходит в субботу в 17 часов представление разного характера для разных социальных групп людей, для разных возрастов. 
Пользуется большой популярностью проект «Зеленый фитнес», который тоже был инициирован компанией Татнефть в прошлом году. По воскресеньям бесплатно на различных площадках бесплатно идут занятия по фитнесу и сопутствующим активностям.
Только в прошлом году 20 тысяч человек участвовало в этой программе. В этом году мы поставили цель довести количество участников «Зеленого фитнеса» до 40 тысяч человек. 
Программа по ремонту реконструкции дорог в городе. К сожалению, бюджетная система муниципальных органов власти не позволяет в нормативном состоянии содержать автомобильные дороги городского значения. 

Несколько примеров приведу вам в цифрах, чтобы было некое понимание. Если говорить о протяженности автомобильной сети города — это порядка 300 км в городе Альметьевске. По нормативу дорога должна ремонтироваться не чаще чем раз в 10 лет, получается, что каждый год мы должны ремонтировать 30 км дорог. 10 процентов от 300 — 30 км автомобильных дорог. 

Средняя стоимость асфальтобетонного покрытия — 2 тысячи рублей за квадратный метр. Получается, чтобы ежегодно в нормативном состоянии содержать уличную дорожную сеть города Альметьевска, необходимо минимум 600 млн руб. при том, что в дорожном фонде города всего лишь 35 млн руб., что в 20 раз ниже от потребностей. 

Республиканская власть в лице Президента оказывает финансовую помощь районам, в том числе и городу в районе 50-100 млн руб. Если говорить об Альметьевске, то компанией Татнефть на ремонт и реконструкцию уличной дорожной сети в этом году выделены значительные средства. 

За счет этих средств мы строим ливневую канализацию на тех дорогах, где ее не было. На дорогах, которые не соответствует нормативам, потому что многие дороги были построены 10-15 лет назад, и мы понимаем, какой там щебень был использован, ПГС (песко-гравийная смесь прим. ред.) брали с местной реки, по нормативам она может не проходить, поэтому для того, чтобы 2 раза не ремонтировали в течение 5 лет, мы полностью проводим реконструкцию. 

Реализуется большой проект по строительству велоинфраструктуры в городе. При финансовой поддержке той же Татнефти. 

В этом году реализуем очень важный, на мой взгляд, проект, поддержанный компанией Татнефть, Президентом — это строительство нового 50-ти метрового бассейна. Так называемого Водного центра.
Бассейн, который будет обеспечивать подготовку спортсменов, бассейн, который будет обеспечивать подготовку детей и конечно, выполнять оздоровительные функции. Он будет работать на весь юго-восток.
Много очень можно перечислять, в ходе беседы, на каких-то отдельных проектах совместных остановимся.

Когда начались работы по ливневой канализации, на каких улицах?

— Критерий очень простой, если на улице, которую мы ремонтируем, нет ливневой канализации, то мы обязательно в проекте предусматриваем ее строительство. Реконструкция улицы будет осуществляться, включая строительство ливневой канализации.
В этом году ливневая канализация появится на улице Тимирязева, Маяковского, на тех участках, где у нас ливневая канализация отсутствовала, улица Монтажная — она в очень разбитом состоянии, там появится тротуар, появится велодорожка, появится освещение и у нас дорога будет реконструирована. 
Это наша боль, дорога, которая находится не в центре, но она обеспечивает транзитом промышленную часть города. В прошлом году был реконструирован участок проспекта Строителей, от Объездной до Шевченко. С одной стороны, это затратно, а с другой стороны мы понимаем, что ливневая канализация обеспечит, в первую очередь, эксплуатацию в зимне-осенний период. Потому что скопления вод, если их не отводить, они, какую хорошую ты дорогу бы не строил, в любом случае, будут разрушать полотно. 

И еще очень важное решение мы по строительству дорог приняли. Оно в каком-то смысле для подрядных организаций не популярное (лишний контроль в данном случае не помешает, не смотря на то что подрядные организации делают самостоятельно вырубки, то есть после того как уложена асфальтобетонная смесь, обязательно делаются вырубки на прочность, на другие параметры, которые необходимо проверять). 



 В этом году и в прошлом году, мы привлекли на аутсорсинге компанию из Казани, которая выполняет технадзор, который ни с кем не аффилирован, никаких взаимоотношений, ни финансовых, ни юридических ни с одной компанией, подрядной организацией в Альметьевске не имеет и собственно говоря они являются тем естественным раздражителям, который каждый этап строительства дорог контролирует. Потому что они профессионалы, у них есть собственная лаборатория, и при этом мы осуществляем еще входной контроль, например, поставка инертных материалов. Вот щебень приехал, вот есть сертификат. Вот поставщик как бы гарантирует, что это щебень той прочности, который мы купили. Наша лаборатория в том числе отслеживает фильтрацию песка, например, она не меньше единички должны быть. 2,3 или 4 и так далее. Прочность щебня, марка битума ну и конечно укладка. Вырубка показывает, во-первых, толщину асфальтобетона и сколько его свойства связность обеспечиваются этими материалами.

А результаты этой работы можете озвучить в цифрах?

— В прошлом году два подрядчика у нас попались на определенных участках, за счет собственных средств эти участки были полностью ими переделаны. При этом, не проходили параметры, связанные с качеством битума. К сожалению, это проблема, проблема, я так понимаю, российского уровня, потому что битум, который закупается на нефтеперерабатывающих заводах его, во-первых, надо транспортировать, он начинает стареть в ходе транспортировки, он требует определенных условий хранения, потом при изготовлении асфальтобетонной смеси если окислительные процессы битума прошли, то уже сама асфальтобетонная смесь может быть не того качества. И транспортное плечо, температура укладки асфальтобетонной смеси. Если асфальтобетонный завод находится на достаточном удалении, то у тебя должны быть специальные перевозочные грузовики, автомобили, которые обеспечивают теплоизоляционными свойствами этот материал. И на каждом этапе могут быть сбои. Вроде бы те же мастера, вроде бы автоматизированные лаборатории. 

В итоге наличие дополнительного контроля, во-первых, повышает внутреннюю самодисциплину, и вводит элемент приемки работ не чиновниками, которые, наверное, не всегда профессионально разбираются во всех тонкостях, а принимают настоящие профессионалы, которые на рынке зарабатывают рублем, и они доказывают свою конкурентоспособность своими результатами работы.

Сколько уже действует система такая?

— Второй год работает. То есть на сети, которая укладывается в городе, технадзор. Недавно у нас была проверка. Президент инициировал и дал поручение руководителю Инспекции государственного строительного надзора РТ Василию Кудряшову обеспечить строительный надзор по всем объектам, которые построили еще на средства республики. 
Приезжали специалисты, обошли ногами всю сеть, визуально ничего не нашли. Заехали в один из городских поселков, который, наверное, не всегда виден нашему взору, сказали: «Здесь», начали шурфить. Прошурфили — все в норме. Ребята, сказали, — молодцы, — все сфотографировали, уехали. Потому что эта подрядная организация, муниципальное унитарное предприятие городских автомобильных дорог, собственник исполком. Это тройная или пятикратная ответственность, потому что это предприятие, которое обеспечивает в том числе ремонт уличной дорожной сети, которая имидж этого предприятия, это имидж всей администрации. Поэтому в этой части тьфу, тьфу мы выстраиваем систему, чтобы не было сбоев и не было пресловутого человеческого фактора.

В этом году сколько километров или метров дорог планируется построить?

— Если говорить о строительстве автомобильных дорог в километрах не совсем будет верно цифрами мерить, потому что есть автомобильная дорога шириной 12 метров и есть автомобильная дорога шириной 6 метров. Есть автомобильная дорога, которая обеспечивает и должна быть реконструирована протяженность всего 1 км, но там требуется замена коммуникаций подземных и так далее. Поэтому мы мерим сметную стоимость объектов, то есть у нас по каждому объекту есть проектная стоимость, которая проходит экспертизу, ревизируется, в том числе обсуждается, потому что проектные решения могут быть разные. Дополнительно к этому, благодаря Президенту Республики Татарстан мы в этом году получили 50 млн рублей на ремонт дворовых территорий и рассчитываем дополнительно получить еще минимум 50 млн рублей.

Мы в этом году получили 50 миллионов рублей на ремонт дворовых территорий и рассчитываем дополнительно получить еще минимум столько же. Только вчера мы подготовили соответствующее обращение на ремонт дворовых территорий. Это у нас болезненная тема, потому что если в дорожный фонд мы как-то направляем деньги («Татнефть» и республика с этим помогают), то с дворовыми территориями другая ситуация, а они составляют довольно большую площадь. Вроде бы делаем капитальный ремонт домов, утепляем фасад и кровлю, а двор остается в разбитом состоянии. Поэтому уже в прошлом году стартовала программа «Мой любимый двор», в рамках которой в 50 дворах были заасфальтированы дороги, установлены детские площадки, композитные скамейки, урны и велопарковки.
 
В этом году мы программы скоординировали с учетом приоритетов.
Около 300 дворовых территорий требуют ремонта. Ежегодно мы обеспечиваем ремонтом порядка 50-ти дворов и в этой части смотрим на приоритеты. Есть микрорайон с населением 6 тыс. человек, есть где 60 человек.
Конечно, иногда нас критикуют, когда в одной дворовой территории приводим двор в порядок, соседи это видят — а у них 20 лет ничего не ремонтировалось; все хотят провести ремонт в один год. Но, к сожалению, у нас такой возможности нет. Поэтому мы ставим себе задачу в течении 3-4 лет привести дворовую территорию города в порядок в полном соответствии. Но двор — это не только асфальт, это еще и освещение, в прошлом году за счет сэкономленных средств мы установили систему освещения порядка 100 дворах. В этом году мы продолжим программу: в плане обеспечить освещением еще 23 дворовые территории. 

5 млн рублей на это было выделено?

— 5 миллионов, да, как раз эти средства. 

По скольким дворам закончена работа и сколько еще предстоит?

— К активной фазе мы приступили фактически только недели 2-3 назад. Сами видели, какая погода была, погоду «ловили». У нас стоит задача первые 50 миллионов освоить к нашему празднику — Дню республики 30 августа, особенно обращаем внимание на улицы в Агропоселке, Урсале. На второй транш деньги пока не выделили, поэтому работы еще не начаты. Надеемся завершить все максимум в октябре, ну а если позволит погода, то и в сентябре. Сроки очень сжатые, поэтому уже идет закупка материалов, дефектовка. 

Могу сказать, что в этом году мы приняли еще одно дополнительное решение. Муниципальное унитарное предприятие «Городское управление автомобильных дорог» за счет собственных средств закупило современный высокотехнологичный асфальтобетонный завод, который соответствует всем мировым стандартам. Мы планируем, что буквально в ближайшие две недели закончится пусковая наладка и где-то в начале августа новый завод начнет выпускать современную асфальтобетонную смесь. Но самое главное, что уровень автоматизации позволяет, во-первых, в разы сократить количество людей, которые обслуживают этот комплекс и, во-вторых, все настолько компьютеризировано, что никто там в процесс вмешаться даже не может. Технология и рецептура асфальта соблюдаются вплоть до нескольких граммов.

За сколько купили завод и где он находится?

— Его покупало муниципальное унитарное предприятие, стоимость контракта надо будет уточнить у руководителя, но сумма около 45 млн рублей.
 
А экономический эффект какой? 

— Во-первых, у муниципального унитарного предприятия есть существующий бетонный завод 1967 года. И вы не поверите, но этот завод с 67 года выпускал асфальтобетонную смесь, соответствующую всем нормативам, благодаря людям, которые там работают. Это достаточно парадоксально звучит, но на морально и физически устаревшем оборудовании делается асфальтобетонная смесь — это, на мой взгляд, требует героических усилий со стороны рабочих. И когда стройнадзор приходит к нам с поверками — тьфу-тьфу-тьфу (стучит по столу) проколов не было. Хотя у нас было очень много сомнений, вроде мы на выходе понимаем, что все хорошо, но вопросы могут возникать. Поэтому существующий комплекс призван, во-первых, обеспечить резервирование, потому что, если вдруг сломается какой-то двигатель, то каждый день простоя чреват затягиванием сроков. Особенно в этом году, когда каждый солнечный день равен трем дням в прошлом году. Конечно, такие вещи мы не должны допускать. Поэтому экономический эффект будет заключаться в снижении себестоимости производства работ, снижении накладных расходов и повышении качества строительства автомобильных дорог. 

Через сколько времени ожидается окупаемость? 

— Если говорить о прямом сроке окупаемости, то 5 лет. 

А старый завод будет работать?

— Он будет резервным, а основная часть смесей выпускается на новом заводе. Были идеи его срезать, продать на металлолом, но мы решили сохранить, потому что на нем еще можно работать. Если на нем уже невозможно будет производить продукцию в соответствии с государственными нормативами, то, конечно, завод будет утилизирован. 

У вас есть проект по велодорожкам. Как на это реагируют жители? Насколько это востребовано? Стали ли больше велосипедов покупать?

— Город разделился на два сообщества: одни удивляются: «Зачем эти велодорожки?», а другие говорят: «Спасибо, у нас появилась возможность безопасно передвигаться на велосипеде».
Проект уникален тем, что мы получили запрос снизу, скажем так.
У нас есть территориально общественные советы — ТОСы. Это форма самоуправления на местах в микрорайонах. Мы — один из немногих городов Татарстана, которые сохранили эту систему с советских времен. Так вот эти ТОСы являются выразителем мнения населения. Там консолидируются все вопросы, связанные с работой управляющей компании, участкового, работа с дворовыми территориями. 
Наши молодежные коллективы и комитеты в 2012 году попросили или, скорее, потребовали — почему бы в Альметьевске администрации не изучить вопрос, связанный с реализацией этой инфраструктуры.
Мы видим, как за границей этот проект реализуется в современных городах, власти поддерживают, а почему в Альметьевске этого не происходит? Было очень много проектных семинаров с участием жителей, был изучен весь мировой опыт, в том числе зимних стран Канады и Финляндии. Там сезон длится 8 месяцев. Велодорожки в России не могут существовать, потому что у нас длинная зима, как минимум, 6 месяцев зимы. 

Мы рассматривали опыт таких городов как Калгари в Канаде, где зима такая же (под —30 градусов), город Аулы в Финляндии (там проживает 150 тыс. человек), где зима даже более суровая, чем в Альметьевске. Мы встречались и с мэрами этих городов. Учитывали опыт Копенгагена. Там зима теплее, но у них Северное море, и я сам в этом городе был, знаете, когда на улице вроде бы по градуснику -3 или -4 градуса зимой, но из-за ветра по ощущениям вообще —20. То есть это людей не останавливает, люди передвигаются. Почему это происходит? 
Во-первых, у людей запрос на здоровый образ жизни. Люди не хотят ходить в фитнес-центры и платить за это деньги.

Также вопрос связан с экологией. Зачем сжигать бензин одному человеку на одном автомобиле, у 70% всех автомобилей в городе один водитель при пяти местах. Ну и чтобы повышать сердечно-сосудистую выносливость — медицинские данные показывают, что в тех городах, где велосипедное движение развито, продолжительность жизни при том же уровне медицины на 5-7 лет выше. Это мировая статистика, можно из открытых источников почерпнуть. И вот, собственно говоря, изучив мировой опыт мы пришли к пониманию того, что в Альметьевске это возможно, эта идея была поддержана Наилем Ульфатовичем (Магановым, генеральным директором Татнефти прим. ред). Мы эту тему долго обсуждали, к примеру, где эти велодорожки строить.
И мы взяли за основу так называемый «золотой стандарт», который гласит: вело инфраструктура должна быть настолько безопасной, чтобы я не боялся пятилетнего ребенка отпустить на велосипеде в город. 
И если она будет безопасной, то и молодые и пожилые люди будут ездить. Во многих городах, в том числе и в Казани, велополосы строятся за счет того, что делается разметка на существующей проезжей части и вроде власть говорит: «Ездите здесь». Но это небезопасно на самом деле. 

Поэтому наша велоинфраструктура строится по следующему принципу: там, где есть буферные зоны, велоинфраструктура строится отдельно от автомобильных дорог и отдельно от тротуаров. Знаете, есть такой социальный тезис, который звучит таким образом: велосипедисты не любят автомобилистов, автомобилисты не любят велосипедистов, а пешеходы не любят ни тех ни других. Вот это 3 социальные группы, они равнозначны. Пешеходы должны перемещаться по тротуарам, велосипедисты должны перемещаться по своей велоинфраструктуре, а автомобилисты по своей дорожной сети. 

Мы должны уделять одинаковое внимание и тому человеку, который имеет возможность купить автомобиль за 400 тыс. рублей и тому человеку, который купил велосипед за 5 тыс. рублей.

Для нас, для общества, эти граждане имеют одинаковые права. У нас есть автоматизированная система, которая ведет подсчет количества велосипедистов. Могу ответственно вам заявить — ежедневно, на регулярной основе, 2 процента жителей Альметьевска перемещаются на велосипедах. Это включая и младенцев, я беру 155 тыс. человек, вот 2 процента численности города ежедневно перемещаются на велосипедах. В прошлом году, ну дай бог это было 200 человек, сейчас это минимум 4 тыс. человек.



При этом и зимой у нас есть велосипедисты — мы велодорожки чистили от снега, давая им возможность перемещаться. Ну и самое главное, в этом году мы скорректировали программу. Нам пешеходы сказали: «Ребята, вы молодцы, конечно, дороги ремонтируете, велодорожки строите, а с тротуарами-то что будете делать?» Тротуары, как и дворы, 20 лет не ремонтировались. В этом и в прошлом году мы построили 14 новых тротуаров. В этом году появятся порядка 13 км новых тротуаров — там, где их никогда и не было, и там, где они находятся в ужасном разрушенном состоянии. Вроде бы по ним мы всегда ходили, как-то не замечали, но когда рядом появилась велодорожка, на которой нет воды, которая идеально ровная и обеспечивает доступную среду, то существующий тротуар сразу стал, как говорится, как бельмо на глазу. Поэтому в этом году мы большой объем работ выполняем и по строительству, и по ремонту тротуарной сети города. 

То есть получается 4 000 альметьевцев уже пользуются? Насколько оправданы вложения в инфраструктуру при такой спорной части? В итоге в действительности сколько людей должны пользоваться?

— Во-первых, у нас есть целевая программа. То есть любые решения, которые принимаются на уровне муниципалитета, принимаются не с бухты-барахты, а проводятся научные и социологические исследования, принимается нормативный правовой акт, который обсуждается депутатским корпусом, в котором заложены целевые индикаторы. У нас программа пятилетняя, то есть в течении пяти лет будет построено 250 км велоинфраструктуры. 

В прошлом году 50, в этом году 50 и каждый год по 50. Мы пытаемся охватить весь город, чтобы с любой точки города можно было доехать в любую другую точку города. Целевой индикатор в программе заложен в течение пятилетнего периода достичь 7 процентов людей, которые регулярно передвигаются только на велосипеде. 

Могу еще одну цифру привести, она пока выбивается из статистики, и мы ждем итогов 2017 года, но я в любом случае этими цифрами с вами поделюсь, потому что она уникальна в целом для Татарстана. По итогам 2016 года общая смертность населения Альметьевска снизилась порядка на 10 процентов, а смертность трудоспособного населения снизилась на 26 процентов. 

Вы связываете это с велодорожками?

— Я связываю это со всеми процессами, которые происходят в нашем городе. Нельзя вычленить один какой-то отдельно взятый процесс. Конечно, это элементы диспансеризации, которые на протяжении нескольких лет в республике реализуются, и программы «Зеленый фитнес» и «Культурная среда», и наш пляж, который в прошлом году построили. 

25 тыс. человек никуда не ездили и получили солнечные ванны не отходя, как говорится, от дома, у нас в городе. Это подвижный образ жизни, это и велоинфраструктура, это и повышение качества медицинского обслуживания, это многие факторы. Но при этом мы — единственный город в Татарстане, который получил такое резкое снижение смертности трудоспособного населения, при этом не только в относительных, но и в абсолютных цифрах. 

Ежегодно у нас в районе умирало 500 человек, которые не достигли пенсионного возраста — 500 людей, которым жить да жить, работать да работать. Уже в 2016 году умерло всего 350 человек. Вообще основная цель работы властей — это повышение качества жизни. 

Что такое качество жизни? Это рабочие места, своевременность выплаты заработной платы, соответствующей уровню развития экономики и уровню цен в магазине. Второе — это уровень образования. Если у нас не будет качественного образования, то у нас не будет никаких прорывов в инновационной экономике, не будет прорывов в целом. Третье — это, конечно, медицина. Потому что профилактики не существует, государственная медицина должна лишь обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи. Ну и еще один не маловажный фактор — элемент досуга. 

Люди должны иметь возможность проводить время с семьей, в парках, в театрах, возможность посещать досуговые центры. У нас есть подростковые клубы в Альметьевске, 6 тыс. детей бесплатно посещают 32 подростковых клуба, детско-юношеские спортивные школы. Вот это наша общая задача — чтобы люди стали немножко счастливее, чтобы продолжительность жизни росла, чтобы, естественно, демографическая ситуация была хорошая и, к счастью, у нас этот тренд сохраняется. 

3500 детей в прошлом году родилось, естественный прирост составил порядка 1000 человек. Это говорит о том, что люди верят в завтрашний день, люди доверяют власти, доверяют местной и республиканской власти и президенту. Это показатели, которые мы тоже очень четко отслеживаем.

Завершая тему велодорожек. На эту программу сколько средств было выделено?

— Она состоит из нескольких элементов. Самая объемная и капиталоемкая —строительство самой велоинфраструктуры. Далее идет строительство велопарковок, третий элемент — вопросы, связанные с дорожными знаками, разметкой, светофорами и т.д. Общий объем средств, который мы предусматриваем на реализацию этой программы — 250 млн рублей. 

Это на несколько лет?

— Нет. Эта сумма предусмотрена на 2017 год. Если вы хотите завершить тему с велодорожками, вот, одну историю вам расскажу, было очень много, когда я говорил о скептиках, которые говорили: «Зачем велоинфраструктура, для чего?», я вот две фотографии просто покажу... три фотографии вернее. Первая фотография — это одна из школ. Всего у нас 25 школ. Вот школа, вот что происходит внутри самой школы. То есть видно, что просто мест для велосипедов нет. Меня это не удивляет, мы понимаем, что это нормальное явление.

Школьники ездят на велосипедах, у них новое мышление, им не нужен автомобиль, они независимы от родителей и свободны в перемещениях. Наверное, другую фотографию покажу, которая меня уже удивила. Это детский сад. Там нет велопарковки, но в голову не могло прийти, что дети в детский сад будут ездить на велосипеде. Видно, что их порядка 40 штук. Это один из детских садов. Расскажу одну историю. Один из руководителей нам рассказал на одном совещании в Альметьевске. Подходит сын или дочка (не помню), в садик ходит, 5 лет, говорит: «Папа, купи мне велосипед, буду ездить на велосипеде в садик». Ну как ребенку откажешь? Теперь каждое утро ребенок на велосипеде едет по велодорожкам в детский садик, а папа на машине сопровождает своего ребенка. Раньше он ребенка брал в автомобиль, привозил в детский сад, оставлял, потом на работу. А теперь...

Скоро и папа пересядет, наверное.

— Видимо, пересядет однозначно. Я вам обещал 3 фотографии показать. Еще одну фотографию покажу. Просто эта фотография была сделана случайно вчера. Видно, что женщина уже на заслуженном отдыхе — у нее трехколесный велосипед. Ей необязательно учиться кататься на велосипеде — на таком большом трехколесном перемещается. Про возраст женщины сложно сказать, может, под 70. И таких людей очень много появляется.

Вы сами не задумываетесь ездить на работу на велосипеде?

— А я езжу на велосипеде. В прошлом году я ездил на велосипеде, когда не было велодорожек. Есть категория людей, которым велодорожки нужны — те, кто никогда раньше не катался, боялся, что это небезопасно, неудобно и т. д. В первую очередь мы строим инфраструктуру для них.


Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+