Дамир Мухетдинов: Я призываю каждого мусульманина быть не потребителем культуры, а ее субъектом

02 марта 2017 // Прочитано 2486 раз

Дамир Мухетдинов - один из самых активных общественных деятелей мусульманской уммы России. Первый заместитель Председателя ДУМ РФ, член Общественной палаты РФ, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также главный редактор издательского дома «Медина» и авторитетных интернет-порталов об Исламе дал эксклюзивное электронной газете «События». Речь зашла об изобразительном и театральном искусстве в Исламе, о вопросе хиджабов, о формировании интеллектуальной и высококультурной среды в рядах мусульман и способах воспитания детей.

- Культура неотделима от религии, проистекает из нее. Каковы особенности изобразительного искусства в Исламе? Какие картины украшают ваши дом и рабочие кабинеты?

- Мой рабочий кабинет в резиденции Духовного управления мусульман Российской Федерации в Москве украшают портреты 13 муфтиев Российской империи, Советского Союза и современной России, имам-хатыбов Московской Соборной мечети, шамаили авторства нашего аксакала, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Попова и иных ведущих художников. А в рабочем кабинете в офисе Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области есть бюсты Хусаина Фаизханова, Атауллы Баязитова, Мусы Бигиева - тех наших улемов, основная часть творческого пути которых прошла именно в имперской столице. И в публичных помещениях, и в зданиях религиозных управлений во многих исламских странах - Турции, Саудовской Аравии, Египта (список можно долго продолжать) на самых видных местах располагаются портреты и бюсты исторических личностей, правителей.

Таким образом, я отвечаю на ваш вопрос: по мнению ряда авторитетных богословов, увековечение памяти человека через портрет или скульптуру не противоречит принципам ислама. Мы, напротив, сейчас ведем работу по созданию галереи художественных портретов крупнейших наших религиозных деятелей - богословов, муфтиев, имамов Российской империи, СССР, Российской Федерации, привлекая к этому целый ряд современных художников.

photo5312218643972597694

Современные богословы разрабатывают, изучают эту тему. К примеру, есть фетва Академии исламских исследований при аль-Азхаре о допустимости скульптуры в исламе. Аналогичные фетвы существуют и касательно изобразительного искусства. Обзор этой сложной темы представлен в работе Юсуфа ал-Карадави «Дозволенное и запретное в исламе» (Yusuf al-Qaradawi. The Lawful and the Prohibited in Islam. Al-Falah Foundation, 1999).

- Поясните, пожалуйста, как просвещенные мусульмане относились и относятся к театральному искусству?

- Снова начну с практической стороны. Духовное управление мусульман Москвы под эгидой ДУМ Российской Федерации и Совета муфтиев России в течение многих лет проводит торжественные вечера в честь Мавлида ан-Набий - рождества Пророка Мухаммада (мир ему). Первые несколько лет это была преимущественно концертная программа, а в последние два года - полноценные театральные постановки, которые пользуются большим успехом и с аншлагом проходят в Москве, а затем гастролируют по другим городам. Из одного этого факта вы можете сделать выводы.

Обобщая ответ на первый и второй ваши вопросы, я хочу отметить, что то негативное отношение к разным видам искусств, которое было широко распространено в исламском мире, очевидно, следует связывать с тем, что изобразительное искусство и театральное искусство изначально зародились как форма религиозного действа, с целью поклонения в языческих культурах. Все три Авраамические религии развивались в качестве опровержения, низвержения язычества и идолопоклонства.

Сегодня религии единобожия объединяют большинство верующих на земле, и их оппонентом, наверное, нельзя назвать иные верования, но, скорее, бездуховность, беспринципность культуры потребления и нравственного релятивизма.

Относительно музыкального искусства есть такой известный принцип: критерием дозволенности является смысловое содержание произведения, к чему оно призывает. Стоит отметить, что среди мусульманских ученых встречаются как крайние взгляды о полном запрете пения и музыки, так и взгляды о том, что эти действия разрешены. По поводу разрешённости музыки сошлюсь на имама ал-Газали (Al-Ghazali. Music and Singing. Islamic Book Trust, 2009) и на ранее упомянутый труд Карадави.

Я считаю, что мы должны всячески приветствовать искусство, которое служит главной цели: приближению человека к принятию Бога, сподвижению зрителя к размышлению, поиску смысла своего бытия. Надеюсь, у нас появятся свои драматурги, которые переосмыслят, пропустят через себя исламскую культуру и создадут произведения, подобные творениям Данте или Николая Кузанского.

- Как отреагировало ДУМ РФ на закрытие программы «Мусульмане» - единственного на федеральных каналах проекта о жизни российских мусульман?

- Соглашусь с вами, что потеря программы «Мусульмане» - очень болезненное для российских мусульман событие. Буквально на днях муфтий шейх Равиль Гайнутдин выразил свое негодование и разочарование по этому поводу. Со своей стороны Духовное управление мусульман Российской Федерации предпринимает активные усилия в направлении открытия мусульманского телеканала, наш духовный лидер муфтий Гайнутдин поднимал этот вопрос неоднократно, в том числе на встрече с Президентом. 

- Получившему хорошее светское образование человеку, встающему на путь соблюдения постулатов Ислама, нужна среда его интеллектуального уровня. Зачастую, вчерашние шакирды, выходцы из сел, этому уровню не соответствуют. Как решается (и решается ли) эта проблема?

- Духовное управление как религиозный институт очерчивает зону своей ответственности религиозной жизнью, наукой, образованием, просвещением, представительством мусульман перед общественностью и органами власти в части религиозных прав и свобод. Отвечая на ваш вопрос, я призываю каждого мусульманина и мусульманку, кто сегодня ощущает неудовлетворенность культурным и интеллектуальным уровнем мусульманской жизни в своей общине, начать самим исправлять эту ситуацию, проявлять инициативу, быть не потребителями культуры, а ее субъектами. Ткань культуры не нужно насаждать сверху, ее должно создавать само общество. Духовное управление, в свою очередь, всегда поддерживает эти инициативы. Мы плотно сотрудничаем с Фондом Марджани, объем работы, качество и уровень проектов которого (а это высочайшего уровня книжная продукция, выставочные проекты, медийные проекты) достойны уважения и восхищения. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования также поддерживает разнообразные проекты, связанные с культурой.

В России за последние годы уже сформировалась прослойка мусульманской творческой интеллигенции, тема духовности находит отражение в творчестве многих именитых мастеров искусства. Хвала Всевышнему, с открытием после реконструкции и строительства Московской Соборной мечети, имеем возможность развивать выставочные проекты на своей площадке. В 2016 году в нашем музее прошла выставка «Духовное наследие московской мусульманской общины: имамы Агеевы», экспонаты для которой - предметы и документы о знаменитой династии мусульманского духовенства, служившей в Москве, предоставили несколько учреждений науки и культуры. Некоторые другие направления нашей деятельности я уже упоминал. 

В контексте вашего вопроса я бы упомянул два момента. Во-первых, многие из людей, пришедших в сознательном зрелом возрасте к вере и религиозной практике, попадают в ловушку, думая, что внезапно обретенная религиозная жизнь способна им заменить и восполнить все сферы жизни - и профессиональную, и личностный рост, и гармонию в семье, и культурные и интеллектуальные потребности. Многие поддаются соблазну вообще снять с себя ответственность за свое благополучие и верят, что если много молиться, все образуется само собой. Поэтому можно встретить молодых мусульман, начавших учиться, но не доучившихся, занявшихся определенным родом деятельности, но не ставших профессионалами, легкомысленно относящихся к вопросам создания семьи и расторжения брака. Отсюда и проблемы, о которых вы говорите.

photo5312218643972597693

Второй момент заключается в том, что любая законсервированная среда рано или поздно деградирует, становится вторичной. Как и в случае с мусульманским кино (а в Казани эту тему знают хорошо), под это определение попадает не та картина, в которой персонажи много молятся, но та, которая по своему смысловому содержанию несет в мир добро, любовь, милосердие, надежду. Если вы идете в хороший музей на хорошую экспозицию или читаете хорошую литературу - это и есть мусульманская культурная среда.

- Считаете ли вы допустимым запреты на ношение хиджабов в официальных учреждениях в России: в офисах, школах?

- Многократно об этом говорил и повторю вновь: полное запрещение головных уборов и иных предметов одежды, связанных с религиозной традицией - деструктивный и, по большому счету, невыполнимый сценарий в России. Тем более там, где мусульмане - автохтонное население и их форма одежды это абсолютно естественное явление для местного культурного ландшафта. Поэтому запреты, которые имеют место быть в Мордовии - ошибка. И, тем не менее, одновременно с этим мы мусульмане должны и честно ответить себе на вопрос: где границы соблюдения религиозных предписаний в пространстве светской государственной школы? Что останется от школы, когда каждая конфессия придет в нее со своей собственной повесткой? 

Меня часто критикуют за то, что я якобы отрицаю обязательность хиджаба для мусульманок. Поясню: большинство ученых рассматривают хиджаб как обязательное предписание - фард, но есть ученые и среди них выдающийся татарский богослов Муса Джарулла Бигиев, который аргументированно утверждал, что тот хиджаб, который известен нам сейчас, проистекает из культурных традиций, но не из собственно двух основных религиозных источников - Корана и Сунны. Взгляды Бигиева и других ученых рассматриваются мною в статье «Проблема хиджаба в контексте светской системы образования».

Отсюда вывод: те девочки и девушки, которым исходя из объективных внешних причин невозможно соблюдать хиджаб, покрывать голову, могут опираться на второе мнение и при этом мусульманское сообщество не должно относиться к ним как к плохим мусульманкам, не порицать их.

Вопрос поднимался мной в стенах Государственной Думы в рамках V Рождественских парламентских встреч, в эфире программы «Отражение» на Общественном телевидении, и я подчеркивал, что и с точки зрения соответствия российской Конституции, и с точки зрения сложившихся традиций и многонационального, поликультурного уклада России, и с точки зрения здравого смысла запрет на хиджаб невозможен, он будет вредить нашему обществу.

- Как воспитывать ребенка в мусульманских традициях в современной России? Где давать ему образование? Как вы решаете это в своей семье?

- Мои дети учатся в государственной школе поблизости от места жительства. Ко всем плюсам и минусам московской школы отношусь философски, понимая, что основное воспитание происходит в семье. Задача родителя - через любовь, теплоту, уважение показать ребенку красоту мира, присутствия Божьего замысла и Божьей мудрости во всем, что нас окружает.


Читайте также: Наиля Назипова: Я не могла себя вписать в академический театр 


Автор: Айсылу Хафизова. Фото: Салават Камалетдинов и из открытых источников.

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий