Ильдар Гильмутдинов: У Татарстана всегда есть свой подход и видение в области национальной политики

05 февраля 2017 // Прочитано 4713 раз

В эксклюзивном интервью главному редактору электронной газеты «События» Кириллу Шлыкову депутат Госдумы от Татарстана рассказал, почему татарин возглавил комитет по делам национальностей, появится ли закон о российской нации и каким должен быть современный муфтий Татарстана.

- Вас называют «теневым министром» по делам национальностей. Сейчас уже и не вспомнишь, когда представитель Татарстана был руководителем Комитета Госдумы России. Как вам в этой роли? 

- Конечно, непросто. Тем более доверить Комитет по делам национальностей выходцу из Татарстана и притом татарину, я думаю, для людей, которые принимали решение, оно было непростым. Вы знаете, что у Татарстана всегда есть свой подход, свое видение в области развития и, в том числе национальной политики. В назначении большую роль сыграло и то, что республика выстроила очень грамотную систему в области межнациональных отношений, как пример многим регионам. Я говорю это не с точки зрения представителя Татарстана, а как председатель Комитета по делам национальностей, который видит, как устроена работа в других регионах России.

Сегодня в Татарстане есть стратегия развития национальной политики, исполнительные структуры, которые отвечают за эту работу, несколько госпрограмм, которые реализуются в рамках этой стратегии. Есть мощнейшая общественная организация - Ассамблея народов Татарстана, которую возглавляет председатель парламента нашей республики Фарид Хайруллович Мухаметшин. В каком регионе вы видели, чтобы общественную организацию возглавлял один из руководителей республики? В виде инструмента по укреплению мира и согласия существует Дом дружбы народов не только в Казани, но и в других районах. У многих народов, живущих в Татарстане, созданы национально-культурные автономии. Им дают возможность через эту организацию реализовать свои потребности, которые они не могут удовлетворить в рамках деятельности государственных органов. Выстроена цельная, системная работа.

Поэтому это тоже сыграло некую роль, чтобы сказать, давайте, на положительном примере наладим работу на федеральном уровне. Сегодня мы делимся своим опытом с другими регионами, предоставляем коллегам нормативные документы республики. В мае планируем провести в Казани большую конференцию с приглашением представителей других субъектов, исполнительных структур, молодежных организаций, общественности для того, чтобы на примере Татарстана показать, как выстроена работа.

Мне, как руководителю Федеральной национально-культурной автономии татар России, вдвойне выгодно, чтобы такая система появилась и в других регионах, потому что тогда наши организации, которые там функционируют, получат реальную, конкретную поддержку в своей деятельности.

Сегодня в ряде регионов даже помещение не могут найти, чтобы иметь возможность собираться вместе и обсуждать те проблемы, которые есть у народов, живущих на этой территории.

Конечно, Комитет непростой. Как говорит председатель Госдумы Вячеслав Викторович Володин, у нас есть вопросы или отношения ко всем темам: культуре, образованию, молодежной политике, экономике и так далее. Мы присутствуем везде и отслеживаем процесс нормотворчества по всем направлениям для того, чтобы защитить интересы нашего многонационального народа Российской Федерации.

- На чем сегодня сосредоточена работа Комитета? Можем проанонсировать законопроекты, которые разрабатываются?

- Вы знаете, что прошла короткая осенняя сессия, поэтому основная работа развернется уже в этом году. Сейчас мы внимательно анализируем действующее законодательство. Запускаем по проблемным вопросам парламентские слушания. Одна из тем - сохранение родных языков. Тема острая не только для татар, но и для многих народов страны. Вторая - коренные малочисленные народы Севера. Их около 50. Защита их прав на ведение традиционного образа жизни требует очень серьезного внимания. Сегодня не существует реестра народов, которые отнесены к коренным малочисленным, в связи с этим возникают сложности у некоторых представителей в доступе к ресурсам и положенным льготным режимам охоты, труда, пенсионного обеспечения и так далее.

Особое внимание Комитет уделяет вопросам, связанным с социальной и культурной адаптацией мигрантов. Это тема звучит. Как бы мы не говорили, но мигранты у нас есть. Они приезжают по разным причинам, кто-то поработать, кто-то поучиться. Среди мигрантов есть и наши соотечественники, которые переезжают на постоянное местожительство и испытывают большие трудности с получением гражданства.

Над названными темами Комитет работает в рамках подкомитетов. Сегодня мы формируем по ним повестку дня.

- Главным опасным фактором, который может негативно сказаться на межнациональных отношениях в Татарстане, жители республики назвали миграционные процессы: резкое возрастание количества мигрантов, повышенная конкуренция на рынке труда. Как можно снизить напряженность в этом вопросе?

- В целом миграционный поток в Россию уменьшился, но он сохраняется. Буквально 4-5 лет тому назад были очень серьезные опасения, не захлестнет ли нас этот процесс? Те люди, которые к нам приезжали не знали нашей культуры, традиций, много было с их стороны и правонарушений. Но все-таки нам удалось за последние годы, приняв около десятка законов, эту волну правонарушений, волну незаконной миграции приостановить. Ведь самое страшное, что приезжали люди, которых никто не знал, никто не отслеживал и не контролировал. Нам удалось выработать в этом отношении систему.

Но вместе с тем вопросов осталось еще очень много. Мы должны ужесточить законодательство в отношении тех организаций, которые занимаются незаконной миграцией. Нам нужно понимать, реализуются ли нормы об обязательном знании мигрантами русского языка, истории, законодательства. На самом ли деле так это? Вроде мигранты получают документы на основании экзаменов, а должным ли образом их проводят, насколько высок уровень знаний и профессиональных навыков мигрантов, насколько прозрачно и честно выдаются патенты?

Там много процессов и один из важнейших, на мой взгляд – это необходимость проведения работы по социальной адаптации и интеграции мигрантов. Нужно внимательно следить за этим, иначе будет недовольство местного, то есть принимающего населения.

- И для этого как раз надо создавать в регионах Дома дружбы народов, национально-культурные автономии…

- Абсолютно верно. Этим государство и должно заниматься совместно с общественными организациями - создавать такие центры, куда люди могут прийти и свои духовные потребности реализовать. Мы же не можем их лишить ни языка, ни культуры, ни традиций, которые у них есть. Если мы их будем где-то обособленно держать - это не выход. Поэтому мы должны думать, какие инструменты окажутся самыми эффективными. При внимательном отношении к социальной адаптации, я думаю, многие вопросы снимутся и у мигрантов, и у населения.

Не надо эту тему бросать. У нас иногда так бывает. Мы приняли закон, ввели ограничительные меры, а как и кем они исполняются, контролируются - не знаем. Так ни в коем случае быть не должно.

Мы сейчас формируем исполнительную структуру во главе с Федеральным агентством по делам национальностей, которое станет центром ответственности за ведение работы по адаптации и интеграции мигрантов. Конечно выйдем и на федеральный закон, который бы наделил эти органы соответствующими полномочиями.

gilmutdinov1

- Как руководителя Комитета по делам национальностей не могу у вас не узнать Вашего отношения к теме ношения девочками платков в школе?

- Я об этом уже говорил и раньше. Может, мое мнение и критикуют, но я за то, чтобы девушки завязывали татарский платок и надевали закрытое платье. Татары никогда не надевали хиджабы. Сейчас по закону каждый субъект сам определяет стандарты школьной одежды. Но у каждого региона, школы есть своя специфика. В законе также есть норма, что необходимо учитывать региональные особенности. Но татарам не присуще ходить в хиджабе.

- Скажите, представители скольких национальностей сейчас проживают в России? Цифры в различных источниках порой не совпадают. Давайте озвучим официальные данные.

- В Российской Федерации официально зарегистрированы 193 национальности. У нас более 270 языков и диалектов. В системе образования функционирует, если не ошибаюсь, около 89 языков, из них на 30 языках ведется обучение, остальные 59 – являются предметом изучения.

- И вот вы заняты делами представителей всех народностей, которые проживают в России. Интересно было бы узнать, насколько те вопросы, которые озвучивают у нас в республике, сопоставимы с вопросами поднимаемыми другими народами. Их, не хочется использовать эпитет «проблемы», нет, не проблемы, а темы, совпадают?

- Хочу вас немного поправить, не я один, а мы все - начиная от простого гражданина заканчивая президентом, отвечаем за благополучие наших граждан, народов, которые проживают на огромной территории Российской Федерации. Каждый на своем месте должен делать все для того, чтобы укреплять согласие в межнациональных отношениях. У нас страна одна. И для русского, и для татарина, и для чуваша - Россия одна. Другой Родины у нас нет. Мы все граждане этой страны. Мы должны, живя друг с другом в мире и согласии, уважая культуру и традиции других народов, двигаться вместе вперед.

Что касается совпадения тем, интересов то, конечно, оно есть. Возьмите вопрос сохранения языков. Что русские не хотят, чтобы язык и дальше развивался, сохранялся, чтобы дети им владели в совершенстве, без какой-либо грязи? Конечно, хотят. И чуваши хотят, и марийцы, и татары. В этом отношении у нас общие интересы.

У коренных малочисленных народов еще больше проблем. У 25 народов язык на грани исчезновения. Они бы тоже хотели, чтобы язык не исчез, а сохранился. Вообще, чтобы вы понимали, у нас каждые две недели в мире исчезает один язык.

- В этой связи вопрос, какая на ваш взгляд сегодня самая «горячая» точка на карте России, где национальная тематика обсуждается наиболее остро?

- Я бы очень не хотел обозначать какой-то регион, потому что каждый регион своеобразен. Развитие, историческое становление каждого региона происходило по-своему. У каждого района разная социально-экономическая ситуация. Ведь иногда межнациональные вопросы возникают из-за того, что нет работы у молодых людей, когда местная власть ведет себя несправедливо, кому-то помогая, а кого-то игнорируя. Принимаются несправедливые решения. Получается, что власть не работает системно и в результате возникают межнациональные конфликты.

Поэтому у государства была задача - создать систему мониторинга в целях своевременного реагирования на такие сигналы и процессы. Сегодня Федеральное агентство по делам национальностей запустило эту систему. Практически в каждом субъекте она налаживается. То есть как только начинают разгораться очаги конфликтов, мы сразу должны их выявлять -вместе с региональными, муниципальными властями, общественными организациями принимать меры для того, чтобы этот очаг подавить, разобраться в причинах и принять соответствующие меры.

Это очень важная, нужная и необходимая система. Надеюсь, что вскоре мы увидим ее эффективность в полной мере.

- В конце прошлого года прозвучала идея о создании закона о российской нации, эта тема была поддержана президентом страны Владимиром Путиным. Некоторые эксперты полагают, что в результате появления этого закона малым народам грозит растворение в российской нации? Есть ли в этом опасность?

- Всех хочу успокоить. Президент поручил подготовить предложения нормативно-правового характера о мерах по укреплению единства многонационального народа Российской Федерации, по сохранению и поддержке языков и культур, проживающих в одной стране народов. Еще решение не принято, будет ли это федеральный закон или какой-то иной документ, развивающий заложенные в Стратегии государственной национальной политики 2012 года задачи.

Пока создана при Совете при Президенте по межнациональным отношениям Рабочая группа. К лету группа подготовит предложения президенту. Но хочу всех заверить, никто, говоря о российской нации, не подразумевает слияния всех народов, нивелирования их этнокультурного своеобразия и особенностей. Здесь акцент делается на формирование единой политической нации в целях развития и укрепления страны.

- Вы один из самых опытных парламентариев от Татарстана. Для вас нынешний созыв парламента - четвертый. Вам есть с чем сравнивать. Скажите, насколько та команда депутатов, которая сегодня сформирована в Госдуме России от Татарстана, способна лоббировать интересы республики на федеральном уровне?

- У нас самая большая делегация в Госдуме. Ни в одном регионе такой нет. Мы постоянно находимся на связи. Существуют определенные инструменты для того, чтобы мы не только между собой взаимодействовали, но и с республикой, с министерствами, ведомствами. Периодически наши действия, по поручению президента, координирует председатель Госсовета Татарстана Мухаметшин Фарид Хайруллович. Рустам Минниханов несколько раз в году встречается с нами. Для того чтобы скоординировать и направлять наши действия на те задачи, которые актуальны для республики.

Вот сейчас идут коллегии министерств и ведомств. Мы все депутаты Госдумы находимся здесь, принимаем участие в этих коллегиях, получаем поручение от отрасли. Наша главная задача - исправлять прорехи в федеральном законодательстве, которые мешают нам двигаться вперед. Например, есть поручения поработать вопросы по ОЭЗ, по регулированию алкогольного рынка - там много пробелов.

Конечно, второе наше большое направление - взаимодействие с нашими министерствами и ведомствами, активное участие в формировании федеральных целевых программ, государственных программ. Наши министерства участвуют в них, а под нами сформирована рабочая группа, куда входят представители ведомств. И мы лоббируем их предложения, чтобы интересы Татарстана максимально учитывались.

И третий пункт: мы выезжаем в наши избирательные округа, проводим приемы граждан. Невзирая на то - наш вопрос, не наш, мы стараемся вникать и по мере возможности оказывать поддержку людям в их решении.

Я бы очень хотел, чтобы и наше население об этом знало, понимало это.

gilmutdinov2

- Мы не можем обойти стороной тему строительства в Болгаре исламской Академии. Как вы видите основную задачу этого учебного заведения?

- Это уникальный проект, который был нам очень необходим. Не было слов, когда закладывался памятный камень в основание Академии. Эмоции переполняли! В этом огромная заслуга и нашего первого президента Минтимера Шариповича Шаймиева, который активно лоббировал этот вопрос, нынешнего президента нашей республики Рустама Нургалиевича Минниханова, который взаимодействовал с нашими вышестоящими федеральными организациями, представителями духовенства. Меня подключили для того, чтобы со своей стороны также поддерживал контакты с федеральными структурами, чтобы эта работа состоялась.

Нам важно, чтобы мы на территории Российской Федерации и в Татарстане, готовили духовных лидеров высочайшего уровня, которые бы занимались не только текущей работой, но и вели наше религиозное образование вперед.

Вот такого уровня учебных заведений у нас никогда не было. Вы же знаете, раньше наших религиозных деятелей мы отправляли за рубеж. Сегодня их подготовкой мы должны заниматься в собственной стране. У нас ислам немного другой, чем в той же Саудовской Аравии, где моно-народ, где другие критерии, другие подходы к исламу, у них другие течения. Конечно, в нашей многонациональной стране, где много народов, много конфессий нам нужен другой подход, другое мировоззрение.

Наличие такой Академии позволит нам готовить высококвалифицированных специалистов в области религии, в области межнациональных отношений. Я очень надеюсь, что в результате мы получим священнослужителей, которые нашу мусульманскую умму поведут за собой вперед в том направлении, в котором мы привыкли видеть у нас в Татарстане, в России.

- В этом году умма Татарстана проведет выборы муфтия республики. Было бы интересно узнать ваше мнение о прошедших четырех годах работы Камиля хазрата Самигуллина. Справляется?

- Это, по сути, продолжение предыдущего вопроса. Я хочу добавить, что наша мусульманская умма не должна стоять на месте, она должна двигаться вперед. Вместе с республикой, вместе со страной. Мы все развиваемся. Представители религии должны шагать в ногу со временем. Не должны отставать. Тянуть нас назад.

В этом отношении он [Камиль хараз Самигуллин]… Я не хочу рекламировать, оказывать какое-то влияние своим мнением на выборный процесс, но он, я считаю, как раз тот человек, который соответствует завтрашнему дню нашей уммы. Может быть, его креативность для религии и непривычна. Он подобрал очень хорошую команду, я со всеми ребятами… Прошу прощения, что я так обращаюсь к нашим духовным лидерам, но я к ним так отношусь, потому что они очень активные, мобильные. Они работают на позитив. Я хочу, чтобы и дальше наш муфтият, наша умма работали на позитив.


Читайте также: Айрат Фаррахов: Идти по пути увеличения налогов - это снижение деловой активности 


Авторы: Кирилл Шлыков, Султан Исхаков

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий