Софья Заика: Поэты-шестидесятники были рок-звездами

12 января 2017 // Прочитано 1536 раз

Актриса, сыгравшая в сериале «Таинственная страсть» роль Мари Эжен (Марина Влади), в эксклюзивном интервью порталу sntat.ru рассказала, как Галина Волчек помогла ей поймать «глаз» и почему после этого фильма хочется читать стихи.

- Софья, я читала, что фильм «Таинственная страсть» довольно долго ждал своего часа, прежде чем его показали на Первом канале. Проясни, пожалуйста, когда он снимался и почему долго не выходил на экран?

- Фильм снимался весной-летом 2015 года. Так бывает с сериалами, что они ждут своего момента. Это решает руководство канала с теми людьми, которые занимаются программированием. Может быть, были еще и какие-то согласования, ведь в фильме использовано много материалов, защищенных авторскими правами.

- Прототип твоей героини - Марина Влади. Много прочитала и посмотрела о ней, когда готовилась к этой работе?

- Когда продюсер фильма Денис Евстигнеев предложил мне эту роль, я была счастлива, это была моя первая работа в кино. Конечно, поначалу было страшно замахнуться на этот образ, но Денис был уверен, что у меня все получится. Я смотрела фильмы с Мариной Влади, ее интервью, много мне рассказала Галина Борисовна Волчек, которая знакома с ней лично. Зерно роли она мне помогла найти.

6kyiwtFHwYI

- Какой ключ она тебе дала?

- Марина Влади очень неоднозначная женщина, как все интересные люди. Она не белая и не черная, в ней много оттенков. В сериале Мари Эжен появляется не так часто, так что не было задачи рассказать обо всех сторонах и красках моей героини. Галина Борисовна сказала, что этот человек был очень открыт к жизни. Ну ведь действительно, чтобы приехать из Парижа и так много времени проводить в СССР, надо было быть очень открытым к жизни! Галина Борисовна как выдающаяся артистка блестяще мне показала, какой у Марины Влади был взгляд, какой у нее был «глаз», как она смотрела на этот мир. Она очень помогла мне в работе над ролью.

- После выхода фильма написано довольно много рецензий. Кто-то увидел в нем романтизацию сотрудников КГБ, кто-то - намеки нынешней творческой элите. А я, например, когда смотрела, радовалась, что на федеральном канале звучат прекрасные стихи, которые многие молодые люди наверняка слышали впервые. И кто-то из них если и не пошел в книжный, то хотя бы в интернете начал выискивать информацию о поэтах-шестидесятниках. В чем ценность этой киноистории лично для тебя?

- Я рецензии не читала, хотя что-то из этого до меня доходило. Но я никак к этому не отношусь. По-моему, фильм такой приятный и в нем так много поэзии. Когда он вышел, мы собрались с друзьями поужинать, и у всех нас было такое послевкусие от этого фильма, что вечер мы провели за чтением стихов. И для меня это самое главное - привнести поэзию в жизнь людей, хоть ненадолго, хоть на какое-то время, осветить их дома, их жизни поэзией и музыкой.

По сравнению с тем временем сегодня люди мало читают и слушают стихи, хотя сейчас много хороших поэтов. Но тогда поэты были рок-звездами, собирали стадионы. Время было такое красивое, романтичное, оптимистичное, люди были преисполнены надеждами, высокими идеалами, ценностями. Для меня это невероятно поэтичное время, имеющее свою интонацию. Даже речь тогда была другая: сейчас резкая, обрывистая, а тогда говорили нараспев. Меня очень вдохновил фильм «Девять дней одного года», я смотрела его, чтобы прочувствовать то время. Это фильм про физиков, но физики были даже еще большими романтиками, чем лирики. То время было невероятно пронзительное. Это не означает, что я не учитываю всех сложностей того момента, речь идет именно об образе, который возникает у меня, который связан с кино, поэзией, фотографиями моих бабушек и дедушек, тогда еще совсем молодых и очень красивых.

- Кого из современных авторов ты считаешь большим поэтом? Я просто вспоминаю рассказ Чулпан Хаматовой, как они пригласили Беллу Ахмадуллину на поэтический вечер, а она, посмотрев список приглашенных, отказалась, сказав, что поэтов там нет.

- Федор Сваровский, Аля Кудряшева - для себя я этих двоих отмечаю. Еще Дмитрий Воденников пронзительный.

I1BMr71Wml8

- Очень много в отзывах на сериал говорят о непохожести персонажей на их прототипы. Хотя сам Аксенов в авторском предисловии объяснил, почему переименовал своих героев: «Желание создать образы реальных людей под реальными именами может вызвать у читателя раздражение и отторжение: они, дескать, были не такими и такого с ними не могло произойти». Ставилась ли вам задача быть близкими к оригиналу?

- Сценарий был написан по мотивам, поэтому отошел и от романа в том числе. Я не играла Марину Влади, я играла французскую актрису Мари Эжен. Я вдохновилась образом Влади, но я никогда не знала ее лично. В фильме надо было показать то время, и мой персонаж был введен, чтобы показать контраст между советским человеком, и тем, который приехал из-за рубежа. У меня была задача сыграть другую женщину из другого мира. Сыграть, как она появляется в Советском Союзе, как смотрит на все, какими глазами. Как это ее притягивает, с одной стороны, с другой стороны, какие-то вещи ей кажутся бредом и она их не понимает. Для меня как актрисы это было откровением - самой через своего персонажа разобраться, что тогда происходило. И, исходя из моего личного опыта, отношения к жизни, она мне ближе, чем советский человек. Я хоть и рождена в Советском Союзе, но ничего уже не помню, потому что он распался вскоре после моего рождения. Например, на съемках я впервые в жизни увидела ливерную колбасу, она как реквизит лежала на газете. Я спрашиваю: «Что это за гадость?», мне говорят: «Это ливерная колбаса, советский деликатес». И то, что я не знаю этого мира, и она не знала, соединилось и мне очень помогло.

- Значит, твое удивление было искренним. Аксенов писал, что герои его романа вряд ли когда-либо в реальной жизни собирались в такой компании вместе. А в актерской среде как? Часто ли у вас бывают такие совместные посиделки, как в «Таинственной страсти»?

- Ни у кого нет времени на совместные посиделки. Мы собирались все вместе, когда был первый день премьеры сериала, в ресторане ЦДЛ, где проходило много съемок. Собрались все, кто мог, кто был в Москве, смотрели, переживали. Но вообще актеры обычно собираются только в рамках совместной работы. Потому что иначе нет никакой возможности.

- А возможно ли такое, что именитый актер откликнется на просьбу начинающего, поможет чем-то?

- Конечно. В наше время просьба о помощи стала очень распространена, особенно это касается различных благотворительных мероприятий. Все большие артисты их поддерживают или имеют свои благотворительные фонды. Кстати, на таких мероприятиях актеры как раз часто встречаются. Актеры люди открытые. Я их вижу открытыми.

XTihjRkQdHg

- В конце 2016 года в Интернете появилась короткометражка «Ну, простите» Ренаты Литвиновой, в которой ты сыграла с Константином Хабенским, снятая для благотворительного аукциона. Это не первая твоя работа с Литвиновой. В соцсетях она пишет о тебе очень тепло, неизменно называя «любимая актриса Софья». Как между вами сложился этот творческий союз?

- Он случился как-то сам собой, просто начался и происходит. И я очень счастлива по этому поводу и надеюсь, что он будет приносить и приносить плоды. Она просто невероятная женщина, и работать с ней большое счастье. Сейчас мы репетируем спектакль в театре, планируются еще разные съемки. Работы много впереди.

- Что репетируете?

- Рената по мотивам старой американской пьесы написала свою, и мы приступили к репетициям.

llmpHh605ks

- У тебя очень насыщенный график. Ты ведь еще студентка (Школы- студии МХАТ. - Ред.), у тебя же занятия идут?

- Ежедневно.

- ...и при этом и снимаешься, и репетируешь в театре. Как тебе все это удается? Была к этому готова, когда шла в актерскую профессию?

- Я не знала, как это будет. И вообще не ожидала, что стану актрисой. До сих пор, когда слышу, как кто-то говорит, или где-то прочитаю «актриса Софья Заика», я, честно говоря, очень удивляюсь этому. Я мечтала об этом, и это произошло. Я удивляюсь и радуюсь, благодарю Всевышнего, что он мою мечту исполнил. Это такая профессия, где успех не закрепляется. Надо каждый раз подтверждать звание актрисы: в каждом спектакле, в каждой новой роли. Успех - это какая-то случайная вещь, и его надо каждый раз заново конструировать. И это не всегда получается, и, наверное, самый большой кайф этого дела, что такие разные эмоции. Иногда страдаешь, что ничего не получается, и думаешь: никакая я не актриса, и зачем я только трачу время - свое и людей. А иногда вдруг что-то удается, и тогда счастье приходит. Классное дело.

- Согласна с тем, что всему свое время?

- Абсолютно.

- Ты ведь пять лет сначала потратила на другое образование (Софья Заика окончила факультет экономики в СПбГУ. - Ред.). Пригодилось?

- Как сказать... не особо. Помню, когда я смотрела расписание, там были «Линейная алгебра», «Опытно-конструкторские технологические циклы на фирме» и все такое. Было успехом, если я хотя бы выучу названия предметов. А сейчас смотрю на свое расписание, вижу «Танец», «Вокал», «Сценическая речь», «Мастерство артиста», «История театра» и просто не верю, что может быть такая учеба. И зачем нужна другая, если может быть такая?

jhgjhgv

- До этого ты не играла ни в школьных театрах, ни в учебных студиях. Как готовилась к поступлению на актерское отделение?

- Я ставила на комод большие вазы и представляла, что это один мастер, это другой, это член приемной комиссии, и вазам читала, их пыталась убедить, что меня надо принять на курс. И когда я была на конкурсе, мне было уже не так страшно. Потому что я конкретно назначила каждого человека привычной мне вазой и им читала. И меня это спасло, потому что тогда не было такого опыта, и я жутко волновалась, сердце колотилось и невозможно было слово из себя вытащить.

- Софья, я знаю, что ты раньше несколько раз была в Казани. Нет желания приехать сюда сейчас, побывать в Доме Аксенова?

- Я была в Казани очень давно, и поездки были короткими, поэтому о городе мало что помню. Но приеду еще с удовольствием, надеюсь, с гастролями.


Читайте также: В дом-музей Василия Аксенова добавят соуса «эксперимент»


 

Автор: Елена Вавилова Фото: из Инстаграм Софьи Заики и Ренаты Литвиновой.

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий