Эльмир Низамов: Прожить с профессией композитора сложно, это факт

24 декабря 2016 // Прочитано 924 раз

В эксклюзивном интервью корреспонденту sntat.ru известный композитор Татарстана, лауреат всероссийских и международных конкурсов рассказывает о работе с ведущими театрами Казани, размышляет о низком уровне татарской эстрады и вспоминает свою недавнюю прогулку по рождественской ярмарке Берлина накануне страшного теракта.

24 декабря Эльмиру Низамову исполняется 30 лет. В честь юбилея композитор выступит на творческом вечере в казанском Манеже. Корреспондент sntat.ru Анна Залялетдинова встретилась с Эльмиром Низамовым на рабочем месте - в казанской государственной консерватории имени Г.Н.Жиганова, где музыкальная атмосфера особенного располагает к беседе.

- Давай начнем наш разговор с банальностей и воспоминаний. Расскажи, как ты пришел в музыку?

- Я не из музыкальной семьи, но всегда интересовался музыкой. Мне казалось, что все это недоступно. В 11 лет я задался целью пойти в музыкальную школу. Меня не хотели брать из-за возраста и на дворе была середина учебного года, да и мне 11. В первое время мне было сложно. Со второго класса у нас начался предмет - развитие творческих навыков. Мы сочиняли вальсы, пьесы, польки, танцы, танго. Каждый год проходил концерт сочиненных произведений и на этом все закончилось. А у меня страсть к сочинительству осталась. Мне стало интереснее играть не чужую музыку, а самому придумывать. В музыкальной школе это заметили и познакомили меня с преподавательницей Ольгой Буровой, она работала в музыкальном училище и мне тогда уже было 13 лет. Она по полной программе взялась за меня и начала раскрывать мои способности. После начала занятий с ней, я понял, что музыка - это не просто мой интерес и любопытство, а я хочу заниматься этим профессионально. С педагогом мы ездили по разным конкурсам и фестивалям. Я начал писать музыку не только для фортепьяно, но и других инструментов. Перед поступлением в консерваторию у меня стоял выбор, Москва или Казань. Я выбрал Казань, все таки я татарин, здесь училась моя преподавательница и это поближе к Ульяновску, ведь оттуда я родом. В Казани конечно все закрутилось и завертелось, я начал учиться как композитор. Через какое-то время познакомился с народным поэтом, лауреатом государственной премии России Ренатом Харисом. Он заинтересовался мной и вместе с ним мы создали много песен, романсов, отдельных произведений. Можно сказать, что благодаря двум крупным проектам я встал на ноги в Татарстане: мюзикл «Алтын Казан» 2011 года, за него мне вручили премию им.М.Джалиля и творение «Черная палата» созданная специально для Минтимера Шаймиева и поставленная в 2015 году получила премию «Событие года» и попала в лонг-лист «Золотой маски» (Российская национальная театральная премия, - Ред.). Уже после этих проектов открылись серьезные предложение. Это я рассказал вкратце (улыбается).

- Хотела спросить о твоей недавней поездке в Германию, получается ты был в Берлине накануне теракта?

- Да, буквально в субботу я гулял по Берлину, по той самой рождественской ярмарке и в понедельник произошел этот страшный теракт. Я был шокирован. За людей страшно. Там такая дружелюбная атмосфера, было ощущение полного покоя потому, что меня встретили очень гостеприимно. Я ездил на совместный проект городов-побратимов Казани и Брауншвейга посвященый современной музыке и исполнительству. «Брауншвейгские диагонали». Прозвучала моя музыка и композитора Брауншвейга. Пользуясь случаем я съездил в другие города Германии и встретился с нашими соотечественниками, с татарами которые там проживают.

kgdhbkjgd

- Совсем недавно тебе вручили премию Дамира Сиразиева за сочинение оригинальной музыки к спектаклям в театрах Татарстана, последнее время ты стал активно работать с театрами...

- Да, это очень радостная новость для меня. Я много работаю с театрами нашей республики. В этом году я написал музыку к 4 спектаклям, сред них «Беглецы» в Альметьевском драматическом театре, «Чудо таблетка», «В ожидании» (театр им.Г.Камала), «Из глубины» (ТЮЗ) . Я помню, как буквально еще вчера я ходил вокруг театра им.Г.Камала и думал, ну как бы мне с ними поработать, чтобы музыку написать. Я смогу, но меня никто не знает. Думал об этом, а теперь у меня премия. Мечты сбываются. Кстати, совсем скоро выйдет фильм с моей музыкой на телеканале ТНВ по заказу Министерства Образования РТ. Телеканал снял кинофильм по повести татарского писателя Аделя Кутуя «Неотосланные письма». Это моя первая работа в большом кино, до этого бывали только небольшие короткометражные фильмы.

- Это большой шаг вперед. Теперь имея опыт работы в кино, ты можешь сравнить работу с театром?

- Хороший вопрос. Не могу сказать, что мне было тяжелее. Просто я чувствовал, что некоторые вещи я делаю впервые, было интересно. Для кино музыка должна быть определенного рода, она занимает ведущее место в картине, усиливает событие. В театре же должен быть баланс между тем, что происходит на сцене и тем, что говорят актеры. Важно, чтобы музыка задавала настроение и не перетягивала на себя одеяло.

- Кстати, а бывают ситуации в театрах, когда режиссер решил переделать сцену и тебе приходится переписывать музыку впопыхах?

- Когда режиссер Георгий Ковтун ставил спектакль «Черную палату» он сказал, здесь должен быть один дуэт и еще один. Мне сообщили об этом за месяц до премьеры примерно в 25 числах декабря. К 5 января у меня уже было все готово.

- Значит вдохновения и полета фантазии нет, когда есть слово «надо»?

- (Улыбается) Полет фантазии ты должен сам поймать, это мыслительный процесс. Нужно в него пойти и погрузиться. Да, бывает что не идет. Значит нужно еще больше работать или сделать перерыв и отдохнуть. Театр - это целая фабрика, когда все оживает. Бывает, что режиссеры требуют моего присутствия, а бывает «сделай и уйди». Чем музыкальнее спектакль, тем присутствие композитора обязательнее.

- Можно я задам тебе не очень тактичный вопрос. Как оплачивается твоя работа театрами?

- Прожить с профессией композитора сложно, это факт. Здесь нет гарантий, что будет все оплачиваться и огромное количество моей музыки и творчества я делаю потому, что хочу этого сам. Последние годы весомая часть моей работы составляют заказы, работа с театрами и кино. В среднем в нашей республике гонорар за оригинальную музыку к спектаклю стоит в среднем около 30-40 тысяч рублей. Я считаю, что это несоизмеримо мало, если сравнивать с той же Москвой или другими городами и странами. Слава Богу, после советских времен в Министерстве культуры РТ осталось такое понятие, как закупка. Допустим если я что-то написал и это официально использовали в Татарстане, я имею право это сочинение послать на закупку. Они рассматривают его и выплачивается гонорар. Есть определенные ставки, но это происходит, к сожалению, не чаще одного раза в год.

- Напрашивает вопрос, а сколько времени уходит на создание музыки к спектаклю?

- Конечно это требует времени, не быстрый процесс. Музыку к спектаклю «Из глубины» я написал недели за три, но были сжатые сроки. Если же это опера, то может уйти год-два. При работе над проектом, есть сроки и я сам распределяю время. Сама идея может появиться в секунду, как озарение или эмоция. Услышал или увидел новое звучание инструмента, затем идею нужно разработать. Бывает, что ночами приходится работать, мне даже иногда это нравится. Тишина, никто не позвонит и не помешает.

- Нужно выдвигаться на Москву...

- В этом году у меня номинация на Золотую Маску за работу над спектаклем «Из глубины», результаты будут известны 19 апреля. В любом случае для меня важно, что спектакль будет показан в Москве и его посмотрят ведущие театральные критики нашей страны. Одержим победу или нет, этого мы не знаем. Но для меня как для композитора, это честь.

- Давай поговорим о твоей работе с артистами, с кем из звезд татарской эстрады ты работаешь?

- За последние годы у меня сформировался круг своих исполнителей, которых я люблю. С ними у меня есть взаимопонимание и я считаю, что это одни из самых лучших голосов нашей республики. Мы плотно работаем с Эльмирой Калимуллиной, сотрудничать мы начали с ней еще до проекта «Голос». Так же работаю с Филюсом Кагировым, Алиной Шарипжановой, Илюсой Хузиной, с оперным певцом Артуром Исламовым, Айдаром Сулеймановым, специально для него я писал музыку для конкурса Тюрквидение пару лет назад.

jhfgvjhfgv

- В связи с проведением фестиваля «Ветер Перемен» тему татарской эстрады стали бурно обсуждать. Ты как композитор, можешь обозначить проблемы местной эстрады?

- Могу. Не нужно изобретать велосипед. Хорошая эстрада на Западе и это факт. Мы все слушаем англоязычную музыку и качество музыкального продукта в разы отличается. Небо и земля. Я недавно посмотрел концерт британской певицы Адель, это очень талантливая исполнительница. Я смотрю и думаю, она стоит на сцене стильно одетая, красивые декорации, музыканты и она поет красивую песню со смыслом и с хорошим голосом. И все это красиво упаковано и продано зрителю. Я понимаю, почему у нас такого нет... Шоу «Голос» показало стране, как много у нас талантливых людей. Мы видим одни и те же лица десятки лет, а талантливых вокруг много. У нас нет индустрии. Автор и исполнитель каждый сам по себе. Возникает вопрос, а почему? Нет рынка. Если мы это организуем, то это не окупится и не будет продаваться так же как на западе. Создать качественный продукт, как это показал «Ветер перемен» затратно и стоит дорого. Всем профессионалам нужно платить. Шоу-бизнес в нашей стране это исключительно заработок. Наш народ довольствуется тем, что есть. На Западе при сумасшедшей конкуренции, когда рядом поет Адель и ты с плохой песней, голосом и аранжировкой ничего не сможешь сделать, на тебя внимание просто не обратят. Чтобы иметь рынок нужно переплюнуть и дать другое, что-то лучше. Их рынок рассчитан на разную аудиторию, та же самая Адель - интеллектуальная певица с глубокими песнями, взять фриковый образ Леди Гаги, Стинг, у тинейджеров свои артисты. Я помню, в молодости Джастина Тимберлейка слушал, так он до сих пор на высоте. У нас, чтобы делать качественно нужно вкладываться. Я радовался, когда решили создать «Ветер перемен», лед тронулся с места хоть.

- Наш народ не избалован качественной музыкой, готов потреблять что есть.

- Да, этим пользуются те артисты, которые хотят заработать, «схавают» думают они. Надо быть музыкантом, любить хорошую музыку и быть фанатом своего дела. Если это еще мало-мальски приносит доход, то мотивация растет и работать человек будет на полную катушку. Многим хорошим артистам приходится петь в кабаках, хотя они хорошие музыканты. На западе продюсерские центры берут по-настоящему талантливых людей и вкладываются в них, ведь у многих артистов нет денег. У нас же если средств нет, то тебе трудно выбиться в люди. А там есть люди готовые в это вкладываться.

- Раз уж разговор зашел о музыке, кроме певицы Адель, какие исполнители тебе еще нравятся? 

- Я огромный поклонник Кристины Агилеры. 7 декабря она пела в Москве, я ее видел. Я мечтал услышать ее в живую. Это было настолько невероятно для меня, что я как будто ее и не видел (смеется). Я люблю качественную старую музыку, джаз, соул, Арета Франклин, Фрэнк Синатра. Мне ранняя Алла Пугачева нравится.

- Не могу не спросить про твою работу в консерватории им.М.Г.Жиганова, ты такой молодой, а уже преподаватель.

- Консерватория это мой первый дом в Казани. В этом году исполнилось ровно пять лет, как я здесь работаю. Начинал в 24 года, это достаточно рано. Консерватория - это заведение консервативное, здесь мэтры, профессора, аксакалы, а мне уже в 24 года предложили работать (улыбается). Я работаю на кафедре композиции, являюсь старшим преподавателем. Студенты изучают музыку, а я их направляю и знакомлю со стилями, жанрами и др. Смежные предметы преподаю.

- 24 декабря тебе исполнится 30. Что готовишь для гостей?

- Я буду играть. В основном это будет вокальная музыка и какие-то вещи из мюзикла, оперы, инструментальные композиции из театральной музыки. Впервые буду показывать ее отдельно. Что-то буду рассказывать. У меня есть примерный сценарий в голове. Кто такой композитор? Это человек, который придумывает музыкальные идеи в мелодии, пишет ноты, но музыку создает не только композитор. Без фундамента нет дома, без композитора нет музыки, я как фундамент. Музыка - это еще и исполнитель и слушатель. Я благодарен судьбе, что за короткий период времени вокруг меня сформировался круг хороших исполнителей, которые человечески и музыкантски со мной на одной волне. Эльмир Низамов - это не только потому, что я так написал, а потому что это еще исполнили хорошо. Я с трепетом отношусь к тому, кто и что будет исполнять.

- Ты мечтатель? От тебя прям веет романтизмом и гармонией.

- Я люблю мечтать. Правда после насыщенного года, мне хочется уединиться и просто писать музыку. Ближайшие пол год мои планы плотно расписаны. В данный момент идет работа над музыкой для кино. Совсем скоро творческая встреча и новые сочинения. В процессе закончить симфоническое сочинение. Мои мечты сбываются. Мне кажется, если человек искренне чего-то хочет, оно у него будет. Если чего-то нет, то значит не очень то и хотел. Я убежден в этом.


Наша справка

В 2015 году большим событием стала премьера оперы Э.Низамова «Кара пулат» (Черная Палата). Она удостоилась республиканской театральной премии «Тантана» в номинации «Событие года». Также этот спектакль вошел в Long list Золотой маски в сезоне 2014-2015.

В 2016 году сочинение Низамова «Небесное движение» для большого симфонического оркестра было исполнено старейшим оркестром филармонии Монте-Карло под управлением Александра Сладковского.

Среди исполнителей произведений Эльмира Низамова: Государственный симфонический оркестр РТ, Филармонический оркестр Монте-Карло, Симфонический оркестр радио «Орфей», Академический симфонический оркестр петербургской филармонии, камерный оркестр La Primavera, Камерный хор РТ, Смешанный хор казанской государственной консерватории, камерный оркестр Киевская Камерата. Ансамбли современной музыки: Ensemble Winer Collage (Вена), «Студия новой музыки» (Москва), eNsemble (Санкт-Петербург), Молот-ансамбль (Сакнт-Петербург), NoName (Нижний-Новгород), Nostri Temporis (Киев).


Читайте также: Жители Казани о Горкинско-Ометьевском парке: «Это райский уголок!» 


 

Автор: Анна Залялетдинова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий