Вечно-зеленая оранжерея под стеклянными куполами на берегу Казанки: как итальянские архитекторы видят столицу РТ

12 Ноября 2017

Прочитано: 639 раз

Фото: Ильнар Тухбатов
Автор материала: Динара Сиразеева
Основатели студии дизайна и архитектуры AD Project из Италии рассказали ИА «Татар-информ», что бы они изменили во внешнем облике татарской столицы.

Больше деревьев на улице Баумана, новый концертный зал и вечно-зеленая оранжерея на берегу Казанки — такой видят дизайнеры Роберто Политано и Джанни Россо из Италии. Корреспонденту ИА «Татар-информ» они рассказали об успехах своей студии архитектуры и дизайна AD Project и о сложностях, с которыми сталкивается иностранный бизнесмен в России.

Роберто Политано и Джанни Россо — учредители студии архитектуры и дизайна AD Project. Оба родом из маленького городка Бра в Италии с численностью населения почти 30 тысяч человек и оба окончили Туринский политехнический институт. Роберто и Джанни знают друг друга около 10 лет и 8 лет ведут совместный бизнес. Их студии дизайна и архитектуры находятся по большей части в Италии, но также есть в болгарской Софии и китайском Пекине. Около года назад студия Роберто и Джанни открылась в центре Казани, так что иностранные дизайнеры успели немного освоиться.


«Джанни в Казани уже три года, так как он является одним из учредителей двух итальянских ресторанов здесь. Около полутора лет назад у него появилась идея открыть филиал студии дизайна и архитектуры здесь, так что я приехал шутки ради. Мы увидели, что здесь есть где работать и в плане архитектуры, но работа значительно отличается от той, к которой мы привыкли», — рассказывает Роберто.

«Было бы здорово, если бы у Казани появился зеленый сад»

По словам Джанни, благодаря опыту работы в разных странах он с партнером в любом городе мира видит, чем они как дизайнеры или архитекторы могут быть полезны. Так, например, у основателей AD project есть несколько интересных предложений, касающихся архитектурного облика Казани.

«Мы считаем, что вашу пешеходную улицу Баумана можно видоизменить, добавить зелени. Да, там красивые здания, но нам кажется, что такой красивый город, как Казань, достоин интересного центра. Очень хотелось бы в Казани сделать проект концертного зала, потому что вашему городу он действительно нужен», — считает Роберто.


«Думаю, что можно еще поработать над противоположным берегом Казанки, с другой стороны кремля, — подхватывает Джанни. — Этой зоне нужно добавить значимости и сделать ее более современной, но там необходимо что-то крайне модерновое: закрытые сады, стеклянные купола. Нужна конструкция, которая была бы открыта и зимой. Было бы здорово, если бы у Казани появился зеленый сад. Внизу замерзшая речка, рядом снег лежит, а у вас прогулка по зеленому саду!»

По его мнению, уже созданная Кремлевская набережная — это положительный опыт.

«Это достаточно интересный эксперимент, но нравится или не нравится — это вопрос вкуса. Тем не менее эта зона стала интересней. Я помню, какая она была. Там можно было максимум посидеть и рыбу половить, а теперь этой зоне дали назначение. На ней можно гулять и летом и зимой. Кремлевская набережная начала привлекать народ, и это не может не радовать», — считает Джанни.

«Ради креатива можно отказаться от твердых убеждений», 

Несмотря на то что Казань — современный город, некоторые креативные предложения итальянских дизайнеров заказчики принимают с опаской.

«Мы часто слышим: "Сделайте, пожалуйста, вот так, потому что у нас это делается таким образом". Мы не подвергаем сомнению то, что многое должно выполняться в какой-то определенной манере, потому что в России более суровый климат, другая культура и другие правила. Но девиз нашей студии — "Ради креатива можно отказаться от твердых убеждений"», — заявил Джанни.

У основателей AD project немало примеров, когда именно благодаря оригинальному подходу им удавалось выиграть тендер.

«Мы делали проект, где требованием фирмы-заказчика было красивое здание, но не слишком дорогостоящее. Мы создали проект и дали ему название "Деструктуризация", потому что концепция здания была такова: вначале было простое прямоугольное здание под офисы, а мы взяли эти же объемы, разбили его на структуры, на элементы и собрали все воедино, но иным образом. Увидев это, первое, что они у нас спросили: "Это легко реализовать?" Мы им объяснили, что это фактически все те же объемы, но немного в другом виде», — рассказал Джанни.

Свой пример вспомнил и Роберто: «У меня была схожая ситуация: на презентации моего проекта заказчики посмотрели на освещение, на все эти выступающие части и подумали, что все это сложно и дорого в реализации. А потом мы дали понять, что планировка и структура — все то же самое, мы лишь разнообразили и сделали ее менее сухой».

Итальянские дизайнеры уверены, что не все "фишки", которые популярны в Европе, дошли до Казани, поэтому их можно эффектно использовать в дизайне новых зданий.

«Вернемся к вопросу о твердых убеждениях. Эти панели из деревянных ламелей у нас, в Европе, даже слишком сильно используют, но из-за климатических особенностей не очень распространены здесь. Чего испугался заказчик? Он решил, что раз местные к этим ламелям не привыкли, не тяжело ли будет продать потом эти жилые площади? Мы пытались объяснить, что это дополнительная ценность проекта, но потом можно будет внести дополнительные изменения, чтобы он не отходил от каких-то местных правил. Мы не считаем, что мы умнее или лучше остальных, просто есть разные точки зрения. Для нас каждый проект своего рода вызов, мы понимаем, что претворить в жизнь свой дизайн не так-то легко», — подчеркнул Роберто.

Каждому россиянину знаком образ, который составляют однотипные «коробки» с плоскими битумными крышами, они же «хрущевки». Что же думают по этому поводу иностранные архитекторы?

«На самом деле если мы видим что-то похожее, повторяющееся в течение многих лет, то на это была причина. Так во всем мире. Если одна и та же архитектура постоянно повторяется в одном и том же месте — это не случайно. Но это не значит, что таких же характеристик нельзя достичь другим путем. Не все это понимают, поэтому порой мы встречаем сопротивление, но на данный момент у нас уже есть некоторые положительные результаты. Поэтому порой интересно самим себе бросить вызов и понять, насколько далеко мы сможем зайти, насколько сильно у нас получиться переплести итальянскую и местную культуры», — рассказал Джанни.

«Когда у нас какие-то деловые встречи, то мы говорим на языке "Резеда"»

Основатели AD Project привыкли к сложностям: они не знают русский язык, между собой общаются на итальянском, а с местными здороваются на английском. Увидительно, но знание итальянского языка не стало основным критерием в выборе сотрудников — в казанском филиале Джанни и Роберто семь штатных сотрудников.

Нам в общении с Джанни и Роберто помогала переводчик по имени Резеда, поэтому, когда мы спросили у дизайнеров о языке, на котором они говорят со своими работниками, Джанни смеясь ответил: «Этот язык называется "Резеда"».

«У нас в штате есть девушка Екатерина, которая владеет и итальянским, и английским, она архитектор. Это очень удобно для повседневного общения. Кроме того, некоторые сотрудники владеют английским языком. Например , директор AD Project свободно говорит на нем, а когда у нас какие-то деловые встречи, то мы говорим на языке "Резеда"», — пояснил Джанни.


Помимо штатных сотрудников, в казанской студии дизайна и архитектуры 10 человек работают внештатно и привлекаются для крупных заказов. Но даже при наборе такого относительно небольшого количества работников партнеры столкнулись с трудностями.

«У нас был всякий опыт. Бывало, что люди приходили сюда, устраивались, а через два месяца не появлялись на рабочем месте. Есть люди, которые довольны работой здесь и с которыми мы успешно сотрудничаем. С ними мы как одна крепкая семья», — сказал Джанни.

«Суть нашей работы одна: дать клиенту то, что он хочет»

Сейчас сотрудники AD Project трудятся над тремя крупными проектами, но бывает наплывы работы по 6—7 проектов. При этом Роберто уверен, что студия способна и на большее количество.

«Что касается нашего филиала AD Project в России, в Казани, то мы потихоньку даем о себе знать, стараемся участвовать в различных тендерах. В апреле мы выиграли значительный тендер в Минпромторге. Речь идет о Ташкентском металлургическом заводе площадью в несколько тысяч квадратных метров. В начале мы выиграли тендер на разработку концепции этого проекта, а теперь перешли на второй этап, ведем там строительные работы. Недавно выиграли еще один тендер по проектированию двух зданий в жилом комплексе уже здесь, в Казани. Мы выиграли тендер по концепции и сейчас уже подготавливаем эскизный проект. Кроме этого, мы разрабатываем дизайн интерьеров для частных клиентов», — рассказал Роберто.

«Здесь, в Казани, мы в основном работаем над частными проектами и не беремся за государственные объекты, как в Италии, Болгарии, Китае. Там мы существуем много лет, а здесь открылись не так давно, поэтому пока не готовы взяться за какой-то государственный проект — это уже другой уровень», — считает Джанни.

Итальянским дизайнерам интересны не только здания, но и общественные пространства. Сейчас казанский филиал проекта Джанни и Роберто работает над генпланами двух участков в одном из городов Татарстана, так что здесь речь идет об общественных пространствах, парках, спортивной зоне и всей инфраструктуре.

«Самое тяжелое — это пережить первую фазу недоверия к иностранцу, который приехал сюда не пойми зачем»

Джанни и Роберто не привыкать к трудностям, ведь в каждой стране свои правила, нормативы и подходы, касающиеся строительства и проектирования.

«Во-первых, нужно уметь адаптироваться к местным правилам. На самом деле это не так уж легко. Впрочем, как и в любой другой точке мира, но реально — достаточно изучить все правила игры. Как уже было упомянуто, мой бизнес в Казани начался с совершенно иной сферы, с ресторанного бизнеса, тем не менее, несмотря на все сложности, он тоже растет и процветает», — отметил Джанни.

Роберто и Джанни, имеющие три студии за пределами своей родной Италии, не раз испытывали на себе недоверие со стороны конкурентов и заказчиков. При этом дизайнеры уверены, что открываться новому полезно, поскольку это взаимовыгодно и для местного, и для иностранца — оба узнают "фишки" друг друга, которые можно применять в своей работе.

«Что касается непосредственно нашего бизнеса, архитектуры, дизайна и проектирования, понятно, что все это коренным образом отличается от того, что есть у нас в Италии, но суть одна — дать клиенту то, чего он хочет. Самое тяжелое — это пережить первую фазу недоверия к иностранцу, который приехал сюда не пойми зачем. Это есть и здесь, и в Китае. В Китае, может быть, с этим даже сложнее, потому что китайцы сами по себе более закрытые», — рассказал Джанни. По его мнению, «самый лучший способ расти — это объединять культуры».


Дизайнеры отмечают, что местные жители и они, уроженцы северной части Италии, очень похожи.

«Всегда есть эта первоначальная фаза изучения, а потом люди открываются, появляется желание не только работать и сотрудничать, но и общаться лично, узнавать друг друга», — говорит Джанни.

Для того чтобы показать клиентам свою открытость, партнеры решили открыть в Казани полноценную студию, а не офис, где бы сидели лишь пара сотрудников, а остальные были на фрилансе.

«Чтобы у людей был более позитивный взгляд на нас, на нашу работу, мы решили открыть здесь именно студию. Мы официально открыты, у нас есть штатные сотрудники, поэтому клиенты относятся к нам с большим доверием и знают, что мы не исчезнем в миг», — объясняет Роберто.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+