GreenBonus: как заработать на жалобах посетителей

29 Июля 2017

Прочитано: 720 раз

Фото: личная страничка Айрата Касимова в ВК
Автор материала: Динара Сиразеева
GreenBonus — проект по системе лояльности для посетителей халяль-заведений. Руководитель проекта Айрат Касимов рассказал, почему свой проект нельзя рекламировать сразу и как у них получается заработать на жалобах посетителей.
GreenBonus — один из сервисов HalalGroup. Скачав мобильное приложение, пользователь получает онлайн-карту вместо той, что носят в кошельке и постоянно забывают. В понравившемся заведении он показывает кассиру свой личный QR-код и получает скидку за покупку. Если в заведении отказываются предоставить скидку, то пользователь жалуется — фотографирует чек и указывает сумму, и за это получает двойную скидку. Но, по словам руководителя проекта Айрата Касимова, людей приходится учить жаловаться. Об этом и не только он рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ».

Расскажите о принципах работы сервиса GreenBonus?

Айрат (А.): Как обычно бывает? Пользователи заходят в интернет, выбирают какое-то заведение, идут туда, но они не будут говорить: «Мы ваше заведение нашли там- то». Они приходят, садятся, кушают и уходят. А мы хотели, чтобы люди приходили и говорили «Я пришел от них». Для этого как раз мы внедрили эту халяль-скидку, как тогда называли GreenBonus. Теперь получилось так — пользователи приходят, они просят скидку и говорят: «Пожалуйста, начислите баллы», и показываю наше приложение, то есть тем самым это больше знак для заведений. Он указывает на то, что это именно наш пользователь, что мы принесли пользу заведению.

Получается, что таким образом вы хотите заявить о себе заведению? 

А.: Сейчас реклама движется дальше. Если раньше было, например, круто просто билборд повесить, то сейчас считается крутой именно та реклама, которая приносит деньги.
Чтобы посчитать, приносит она деньги или нет, в виде уже привлеченных пользователей, есть мы.
Вы заявляете о себе, как создатели первого IT-сервиса для мусульман. А вы знаете, насколько велика ваша целевая аудитория?

А.: Точное количество мусульман никому не известно, потому что, кроме статистической цифры — 22 миллиона мусульман в России, ничего нет. Даже перепись не дает точных данных — сегодня ты башкир, завтра ты татарин. Есть разные метрики. Например, есть количество людей, которые едят халяль. Но ведь это не только мусульмане, это могут быть и православные, которые просто ценят качество. Такой тренд замечается.

У вас есть желание посчитать не статистическое, а реальное количество мусульман и людей, которые едят халяль?

А.: В принципе мы первые, кто пока это считает. Ведь подсчет того, сколько человек пользуется халяль, сколько точно купили, это совершенно другие цифры. Пока такие цифры только мы собираем. Это делает HalalGuide.

В чем разница между HalalGuide и GreenBonus?

А.: HalalGuide — это более расширенная версия. В сервисе можно заказать еду, найти халяльное кафе, время намаза посмотреть или задать вопрос муфтию Республики. Через GreenBonus пользователь регистрируется и получает свой скидочный купон, то есть получает электронную карту и ее уже показывает в заведениях. Вот в чем специфика GreenBonus. 

Раз у вас есть крупный проект HalalGuide, для чего нужен GreenBonus?

А.: Мы подумали, что люди могут скептически относиться к слову халяль, потому что это мусульмане, есть какие-то страхи, возможно. Из-за этого переименовали проект HalalBonus в GreenBonus. В принципе весь функционал и пользователи те же самые остались, но название поменялось. 

Из-за стереотипов и страхов в GreenBonus нигде нет пометки «халяль», верно?

А.: Да, это специально. Мы даже получили грант на это из инвестиционного фонда, чтобы провести такую социальную проверку — кто будет тратить, если тот же самый сервис внедрить под другим названием. На это миллион выделили без вычетов. При этом все заведения, которые есть в GreenBonus, они все соответствуют нормам халяль. 

Смена названия и отсутствие пометки «халяль» пошли на пользу?

А.: Как показала практика в IT-парке, сейчас каждый пятый, кто кушает на первом этаже, приходит с нашей системой. При этом получилось так, что пользователи GreenBonus тратят больше в HalalGuide, где реализован тот же самый функционал. У нас общая команда разработчиков, и мы ставим много различных экспериментов. 

Каким образом вы находите партнеров для GreenBonus, точнее заведения, где можно получить скидки?

А.: Сейчас не так много обращаются к нам сами, но в принципе есть запросы. Конечно, в Казани халяльных заведений больше, чем в других городах России. Но сейчас подключаем бургерную в центре. В HalalGuide есть статистика, поэтому мы видим спрос, куда люди больше ходят, и уже эти заведения интегрируем в GreenBonus. 

Заведения в GreenBonus предоставляют разные скидки — 5, 8, 10 процентов. От чего это зависит?

А.: Заведения сами решают. Кстати, наше преимущество — это то, что здесь единый счет у пользователя. То есть он может сходить, например, купить платье за 5 000 рублей, у него будет скидка 500 рублей, которые можно потратить в другом месте, в кафе, например. 

Но так не везде?

А.: В нашей системе везде так, а в других системах нет. То есть у них копятся баллы внутри заведения, это немного ограничивает, не такая гибкость, мы же хотим создать канал, который может перенаправлять пользователя. 

Есть какая-то договоренность с банками?

А.: Многие говорят что банковские системы нам конкуренты. Они и так берут там комиссию с платежей, если говорить вообще по поводу развития данной индустрии. Хотя многие говорят, что системы лояльности загибаются. Мы видим другую картинку.

Как ситуация складывается, на ваш взгляд?

А.: С каждым днем, с каждым месяцем показатели все больше. В чем результат, по моему мнению? Люди платят за контекстную рекламу, то есть чтобы к ним попали на сайт, но не за конечную покупку. Яндекс же, например, не гарантирует покупку? Или если вы зайдете по ссылке на сайт кафе, это же не значит, что вы придете в это кафе. А система лояльности — это уже немножко другой уровень.
Куда бы вы кушать не пошли, вы платите минимум 10-15-20 процентов за рекламу, то есть за то, что потратили на привлечение вас. Хотя по сути вы не знаете. А что делаем мы? Этот бюджет, который тратят на рекламу, он же может быть рационально использован или не рационально. Например, можно билборд повесить и не знать, сколько людей пришло, может, вообще ни один человек не придет. А мы берем только за того человека, который приходит.
В дальнейшем, я думаю, это будет развиваться. Люди поймут, что легче запустить программу лояльности, сделать довольным пользователя и более тесно общаться с ним, нежели платить за рекламу в газете, например. Если первый этап это преход от бумажных к электронным СМИ, то дальше больше.

Сколько вам платят заведения, которые хотят попасть в список GreenBonus?

А.: У нас система более лояльная, если конкуренты, например, берут по 60 тысяч для вступления в эту программу, то мы не берем. Наша цель сделать больше оборот, нежели содрать деньги. Мы больше работаем на результат.

А как тогда сумма рассчитывается? 

А.: Комиссия с платежей. 

Я решила воспользоваться вашим сервисом, пошла в ближайшее кафе из списка, но на кассе мне не сделали скидку. С чем это может быть связано?

А.: Бывает, что у кассиров проблемы либо телефон сломался. Есть ряд проблем, с которыми мы пока справились при помощи жалоб — если ты пришел в заведение, и тебе не предоставили скидку, ты можешь просто сфотографировать чеки и написать сумму, тогда тебе начислят в два раза больше баллов.
Это мотивирует заведения никогда не отключать телефон и не забывать их на зарядку ставить.
С нашей стороны мы доказываем, что система работает, и пользователь доволен, ведь получил в два раза больше баллов. Да, ему пришлось сфотографировать чек, но он получил за это больше, чем мог изначально. 

У вас какая-то база составляется из принятых жалоб?

А.: Конечно, у нас разработан специальный сервис для заведений, на котором они видят все, в том числе и жалобы. 

Эту программу вы тоже сами составляли?

А.: Да, конечено. У нас есть штат программистов, поэтому все интегрируем.

Сколько человек работает над GreenBonus?

А.: Порядка пяти человек. У нас единая команда разработки на все проекты.

Чем хорош GreenBonus? Над ним техническая команда не так много работает. В принципе там все реализован, а каких-то дополнительных вещей сейчас не требуется. Я даже больше скажу. В этом случае легко клонируются все системы. Например, в Лондоне есть агентство, которое занимается сертификацией халяль. У них есть своя база порядка 1,5 тысячи ресторанов. Они сейчас тоже интегрируются, мы просто оболочку меняем, а так они работают с нашей же базой.

Все ваши проекты являются резидентами ИТ-парка?

А.: Нет, только GreenBonus поскольку эту идею мы больше всего реализовываем здесь. Когда мы делали этот сервис, мы хотели отделить полностью пользователей, но не систему. Пошли дальше и подумали, что в принипе это все работает и подумали, что эту идею можно и под франшизой даже реализовать.
Но самый сложный вопрос, который стоял под франшизой, это то, что сложнее будет проверять халяль или нет. Так сделали другой проект SmartBonus. Здесь нет каких-то ограничений по нормам халяль, это просто сервис, который мы разработали и отдали на реализацию. Я объяснил друзьям, которые были в сфере рекламы, как сервис работает, им понравилось, и они сейчас занимаются этим.
Техническое сопровождение полностью здесь, а там они уже просто подключают заведения и работают с ними сами по Пермскому краю.

В чем для вас польза от резидентства в ИТ-парке?

А.: Первое — здесь есть эксперты, которые быстро решают вопросы. Еще юридическая поддержка. Например, мы раньше ходили «руками» все договора подписывали, сейчас автоматизировали будем работать в виде договора оферты. Не нужно будет никуда ездить, просто они на сайте регистрируются и заполняют галочку, этого достаточно уже. 

Вы говорите о договорах с партнерами?

А.: Да. Это тоже такой значимый момент, это дополнительные траты, когда сам ходишь туда-сюда, это ведь время и соответственно деньги. Здесь нет элементарных проблем — есть интернет, есть принтер. Конечно, в нашем офисе это тоже есть, но там, например, закончилась бумага, и все — процесс прерывается. Таких мелочей очень много. 

За такие вещи в IT-парке вы платите?

А.: Мы платим, но это дешевле, чем снимать офис самому.

Да, конечно, мы здесь сидим плотнее чуть-чуть, но нам и нужно так плотно сидеть, потому что здесь дизайнер рядом с программистом и верстальщиком, вместе они могут решить вопросы за минуты. Если бы они сидели в более просторном офисе, это бы занимало больше времени. 

Кто работает над сервисом?

А.: Дизайнер, программист, верстальщик, остальные «продажники». По сути у нас полностью все подготовлено, единственные, кто сейчас на полной занятости — это «продажники». Мы, конечно, пробуем новое, тестируем, — новые заведения добавляются, уведомления выходят, жалобы автоматизируем.

В каком качестве GreenBonus представлен в ИТ-парке?

А.: Сейчас мы резиденты Бизнес-инкубатора, нас звали резидентами ИТ-парка, но с проектом HalalGuide. А в инкубаторе GreenBonus мы до апреля следующего года, но, я думаю, до того времени мы эту систему и не только в России запустим, но и в Лондоне, уже начинаем работать в этом направлении.

А почему именно Лондон?

А.: Там огромное количество мусульман. Не то, что огромное, но на небольшой территории большое количество мусульман, там и уровень жизни выше. Там средний чек, чтобы поесть, 1000-1500 рублей в переводе, а здесь, в Казани, можно за 100-150 рублей. Не скажу, что только Лондон в проекте.
И Америка есть впереди. Сейчас мы взяли несколько точек — Лондон, Канада и Тайланд. Попробуем, я думаю, что там получится хороший результат.
Речь идет о GreenBonus или о HalalGuide?

А.: Мы готовы войти со всем спектором. 

В России GreenBonus еще где-то действует? Помимо Казани?

А.: В Москве. Вот сейчас думаем в Махачкале запустить. Попробовали с одним магазином одежды, хорошо начали, но нужно больше заведений подключать.

Сложно работать в другом регионе, когда вся команда здесь?

А.: Нет, не сложно. В принципе сейчас даже доходит до того, что хватает недельной поездки, чтобы все реализовать. Постоянного присутствия не нужно.

Какие успехи по Москве и Казани?

А.: В Москве понятно, что работать выгодно, там находиться не нужно. Мы не привязаны к месту. Но сейчас все-таки мы работаем больше в Казани, потому что затачиваем систему.

GreenBonus можно скачать и в Google Play для Android, и в App Store для iOS. Как вы с ними работаете?

А.: Да обе версии доступны. Для продвижения приложений в iOS есть своя технология. В принципе, зная особенности — как картинки подобрать, как текст написать, какие слова использовать —то можно вывести приложение в топ быстро. А так в Google по активнее будет. Они реализовали уже возможность за деньги продвигать приложения.

Вы этим пользуетесь?

А.: Попробовали, в принципе дешево, но мы пока не тратим деньги на привлечение пользователей.

Почему? Вам это не нужно?

А.: У нас технология бережного стартапа, то есть сначала нужно проект тестировать, где-то использовать, а потом уже привлекать людей.

Говорят, что в IT-парке много инвесторов, а вкладывают деньги единицы. По-вашему, это так?

А.: Те инвесторы, которых я знаю, сюда как раз приходят посмотреть проекты, которые нужно инвестировать. 

IT-парк, наверное, занимает сейчас первое место по России, куда инвесторы ходят смотреть.

Другого такого или более активного места я не видел. Но ведь смотря какой проект. В принципе, если экономика проекта сходится, если он растет, если он приносит прибыль, то проблем в привлечении инвестиций никаких нет. Инвесторов всегда в IT-парке хватало.

На каких средствах поднялся GreenBonus?

А.: От HalalGuide, но сейчас GreenBonus не нуждается во вложениях в принципе, сервис полностью окупается.

У вас есть конкуренты по Татарстану и по России?

А.: Есть. UDS Game (международная дисконтная система — прим. Т-и) — основной конкурент. Но они используют карточки внутри одного заведения, и в этом минус.

А по халяль есть конкуренция?

А.: В России нет. В Лондоне есть что-то типа халяль дискаунт карты, ноо опять-таки это карты, которые заведомо обречено на проигрыш. Сколько карт вы носите с собой? А приложение вы скачать можете — пара мегабайт из гигабайтов памяти. Это ничего не решит, а пользу вы получите ту же самую.

Получается, что в России вы единственный сервис для мусульман?

А.: Да, но мы не позиционируем GreenBonus как сервис для мусульман. Даже если зайти на сайт или в описание приложения, увидите — нигде не написано, что это сервис для мусульман. У нас в начале была проблема — пользователь зарегистрировался, мы ему отправили уведомление по ошибке, что он зарегистрировался в HalalGuide, а он написал жалобу, мол это как-то не по христиански — зарегистрировался в GreenBonus, а меня в мусульмане закинули. Сейчас мы это поправили и не позиционируем GreenBonus как халяль.

Но интерес к халяль сейчас возрастает, верно?

А.: Да. Ну это хорошо же. Мы стараемся не зацикливаться, что у нас халяль и мы одни на рынке. Необходимо развиваться быстрее. Мы у себя стараемся это практиковать и другим заведениям советуем, что халяль — это не узбечка, что там люди в тюбетейках не ходят. Это такие же люди, которые живут в том же мире, он точно так же развивается. Не нужно заводить себя в какие-то стереотипы.

Как вы рекламируете GreenBonus?

А.: Через социальные сети в основном, то есть контекстная реклама внутри социальных сетей. Если честно, на сегодняшний день это дешевле намного, чем в «Яндексе» или Google, и все-таки аудитория поживей.

Вы давно такой рекламой занимаетесь? По-вашему, с самого начала проекта его нужно рекламировать?

А.: Нет, нужно сначала хорошо подготовить прототип. Этому здесь учат, просто мы занимаемся давно этим и все знаем в принципе. Новичков действительно надо учить. Прежде чем что-то показывать другим людям, надо сначала проект сделать хорошо.

Наша самая большая головная боль — донести до людей, что нужно жаловаться. Чтобы они видели, чтобы знали это, чтобы они приходили, а не так «сервис не работает, ну все, удаляю». Надо, чтобы было так: нажал пожаловаться, получил двойную скидку и понял, что система действительно работает.

Вы отслеживаете негативные отзывы типа «не открывается приложение», «тормозит» или еще что-то?

А.: GreenBonus не открывается только на самых слабых телефонах, так что тут, наверное, больше проблема в них. А что касательно того, что жалобы какие то есть... Да, жалуются, что заведений нужно больше, это единственное, и мы работаем над этим. Не бывает же такого, что хоп — все заведения у тебя в приложении.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+