Айрат Фаррахов: «Поддержка регионов-доноров должна быть больше, потому что экономике нужны локомотивы»

12 Октября 2017

Прочитано: 829 раз

Автор материала: Егор Никитин
Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов в беседе с журналистами ИА «Татар-информ» прокомментировал меры по выравниванию региональных бюджетов, предложенные Правительством РФ.

Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов в беседе с журналистами ИА «Татар-информ» прокомментировал меры по выравниванию региональных бюджетов, предложенные Правительством РФ.


Айрат Закиевич, расскажите подробнее о выступлении вице-премьера Дмитрия Козака, который недавно пришел с докладом в парламент. Ожидаются изменения в межбюджетных отношениях?

А.Ф.: Вопрос межбюджетных отношений крайне актуален, он беспокоит всех депутатов, поскольку они уполномочены вещать в интересах своего субъекта. Сегодня на пленарное заседание Госдумы был приглашен вице-премьер правительства Дмитрий Козак, он курирует вопросы межбюджетных отношений. Также был приглашен министр финансов. И главная задача, которая перед ними стояла – озвучить стратегию правительства на ближайшие годы в части межбюджетных отношений. Почему так остро стоит вопрос? Общий долг регионов достигает 2,3-2,7 трлн рублей. Это очень серьезная долговая нагрузка. Более 50 субъектов имеет объем долга более 50 процентов по отношению к налоговым и неналоговым доходам, а 8 субъектов имеют долг величиной более 100 процентов долга в соотношении к налоговым и неналоговым поступлениям.

В целом, Дмитрий Козак попытался объяснить структуру сложившейся ситуации – что предпринимает Правительство РФ в настоящее время, и что будет предприниматься в будущем. В определенной степени, эта проблема складывалась в последние годы и во многом она складывалась из-за того, что многие федеральные ведомства самостоятельно устанавливали те или иные полномочия, на которые не выделялось достаточное количество денег. На них не было достаточного количества налоговой базы в субъектах России.

Что планируется делать с проблемными регионами?

А.Ф.: Во-первых, проработала большая, серьезная комиссия, которая провела инвентаризацию всех расходных полномочий субъектов Российской Федерации. Эта комиссия дала оценку того, насколько субъект сегодня способен выполнять те полномочия, которые у него есть в соответствии с законодательством. И оказалось, что в 57 субъектах РФ сегодняшний налоговый потенциал не позволяет им самостоятельно выполнять свои полномочия. Соответственно, 12 субъектов по сегодняшней методике являются донорами. А еще у 28 субъектов, которые также получали дотации,  потенциал позволяет выполнять эти полномочия. Следовательно, объем дотаций для данных субъектов, по мнению комиссии, несколько избыточен.  

В целом, в части урегулирования ситуации по полномочиям субъектов, Правительство РФ разработало модельный бюджет. Создан модельный бюджет, который предусматривает среднюю стоимость тех полномочий, которые есть у субъектов РФ. При этом, когда создавали модельный бюджет, не учитывали расходы на эти полномочия 10 самых богатых и 10 самых бедных регионов, то есть это действительно средневзвешенная стоимость. Что это на самом деле даст? Это дает правительству возможность более взвешенно подходить к дотациям и поддержке субъектов РФ.

Эти новвоведения как-то отразятся на Татарстане?

А.Ф.: Что это могло бы дать Республике Татарстан? Общеизвестно, что 70 процентов налоговых и неналоговых доходов, которые получаются на территории Татарстана, отчисляются в федеральный бюджет. И республика, являясь регионом-донором, зачастую испытывает значительно большие проблемы, чем дотационные регионы, поскольку мы постоянно развиваем инвестиционный потенциал и должны предусматривать дополнительные расходы на инвестиции. Из-за того, что мы – регион-донор, мы исключены из целого ряда федеральных программ. И даже там, где мы включены в российские программы,  мы зачастую вынуждены софинансировать значительные суммы. В целом ряде случаев это не позволяет развивать социальные программы и, на наш взгляд, это ущемляет наших избирателей, которых мы представляем здесь, в Госдуме. И поэтому наш главный вопрос, – каким образом в данной системе будут поддержаны регионы-доноры, которые постоянно развивают свой инвестиционный потенциал и добиваются дополнительных инвестиций?

Есть какие-то конкретные предложения по решению этой проблемы?

А.Ф.: Было предложено несколько инструментов. Первое – не вмешиваться в полномочия регионов и законодательно установить мораторий на принятие льгот по налоговым доходам субъектов на федеральном уровне. Объем льгот, который сегодня установлен, превышает 450 млрд рублей. И если мы вынуждены рассматривать такие законы, которые снижают налоговую базу субъектов, то мы будем должны предусматривать в федеральном бюджете компенсации за такое принятое решение. Второй инструмент – это 20 млрд рублей грантов тем регионам, которые добиваются существенного прироста налоговой базы. Надо сказать, что в прошлом году это было 5 млрд рублей, в этом году – предусмотрено уже 20 млрд рублей. На 2018 год и ближайшую трехлетку эти расходы также предусмотрены. Правда, на сегодняшний день, они еще не распределены. И методика распределения, я думаю, будет определена с участием депутатов до конца года. Третье – это реструктуризация бюджетных кредитов. В общей сложности, на 2018-2019 годы субъектам не надо будет возвращать в федеральный бюджет 428 млрд рублей. Эту сумму реструктуризируют на 7 лет. При этом если регионы добиваются прироста налоговой базы за эти семь лет, то эта сумма в дальнейшем будет реструктуризирована до 2029 года, то есть еще на 12 лет.


Кроме того, федеральный бюджет берет на себя обязательства распределять все субсидии, которые предполагается направлять в субъекты непосредственно законом «О бюджете». Раньше была проблема, когда субсидии распределялись в середине года и регионы не знали объем ассигнований, который они получают. Сейчас в федеральном бюджете из 65 субсидий 52 уже распределены, а ко второму чтению распределят все остальные.

Другая важнейшая позиция – это перераспределение 1 процента налога на прибыль в пользу федерального бюджета. Так вот, по обращениям, в том числе и депутатов от Татарстана, а мы неоднократно поднимали этот вопрос, правительство приняло решение. Прирост налога на прибыль, который начисляется в федеральный бюджет, это 36,7 млрд рублей, вернется в бюджеты субъектов, которые добились максимального прироста. Это очень важная инициатива.

Что вы можете сказать по итогам выступления членов правительства РФ?

А.Ф.: В целом, обсуждались очень серьезные и важные инициативы, которые решают определенную часть проблем региональных бюджетов, в том числе, их долга. При этом незначительно решается вопрос по регионам-донорам. Но, конечно же, мы не увидели прямого решения проблем и поддержки бюджетов регионов-доноров, которые постоянно работают и имеют высокий инвестиционный потенциал. На наш взгляд, такая поддержка могла быть больше, потому что экономике нужны локомотивы.

Комментарии








© 2017 «События»
Сетевое издание «События» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 18 апреля 2014 г. Свидетельство
о регистрации Эл № ФС77-57762 Создано при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым
коммуникациям РТ. Настоящий ресурс может содержать материалы 16+