Рестораны Казани теряют клиентов, которые на обед приносят банки с едой

14 января 2016 // Прочитано 1262 раз

Сотрудники столичных офисов все реже ездят на бизнес-ланчи и экономят на походах по заведениям. Тренд домашней еды становится все более популярным среди казанцев.

Рынок общепита Казани является своеобразной лакмусовой бумажкой общего состояния экономики и платежеспособности горожан. Как сказались санкции, переход на платные парковки в центре города и запрет на курение в общественных местах на ресторанах и кафе города рассказали участники пресс-конференции, организованной «РБК-Татарстан».

Оказалось, чтобы остаться на плаву в период экономического спада рестораторы идут на различные ухищрения: сокращают персонал, «импортозамещаются», пересматривают рецептуру приготовления блюд. Однако негативные факторы все-равно дают о себе знать и число клиентов постепенно сокращается. В частности, после перехода к системе платных парковок в 2015 году в Казани центральные кафе и рестораны недосчитались своих гостей.

- Отсутствие парковки рядом с объектом общественного питания сразу же снижает выручку на 25 процентов. У нас такая ситуация была с рестораном на Пушкина. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, писали письма, и нам удалось увеличить количество платных парковок, - рассказал член Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана, гендиректор компании «Булатов групп» Айдар Булатов.

Сегодня припарковать бесплатно машину в центре Казани в будние дни можно с 21 вечера до 8 утра. Ассоциация рестораторов и отельеров республики добивается у городских властей увеличения этого времени на один час, чтобы парковки стали бесплатными с 20 часов вечера.

- Мы стараемся донести до городских властей зарубежный опыт, где платные парковки перестают работать с 18 часов. Хотелось бы, чтобы жители нашего города в конце рабочего дня могли бесплатно оставить свою машину и погулять в центре города, посидеть в кафе, - говорит эксперт.

- Туристы в столице Татарстана всегда стараются побывать в центральной, исторической части города, посмотреть Казанский Кремль и музеи. Исходя из этого большинство рестораторов стремилось открыть свой бизнес именно в центре. После перехода на платные парковки мы потеряли часть наших гостей, которые теперь посещают рестораны и кафе в спальных районах. В наши предприятия было вложено немало средств и теперь мы имеем низкую ликвидность. Городские власти готовы пойти нам навстречу в решении вопроса с увеличением времени бесплатной парковки, - добавил председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров РТ, гендиректор компании «Татинтер ресторантс» Зуфар Гаязов.

Другая проблема, с которой столкнулись представители ресторанного бизнеса - введения санкций и запрет на импортные продукты. В результате в конце осени взлетели цены на свежие ягоды и фрукты. Чтобы не повышать ценники в меню и не терять клиентов опять пришлось идти на хитрость. Так, в одном из семейных кафе при приготовлении блюд вместо свежих фруктов стали использовать фруктовые пюре.

Полностью перейти на местную продукцию у всех ресторанов пока не получается. Их руководители сетуют на то, что не удается наладить связи с местными КФХ - производителями мяса. К тому же есть нарекания по качеству и количеству производимой местными фермерами продукции, а также к соблюдению ими необходимых санитарных норм. По этой причине «Татинтер ресторантс» закупает мясную продукцию в Брянске. Объясняя это тем, что там «племенное хозяйство держит марку». Однако бизнесмены не теряют надежды, что и данный вопрос решится и готовы к сотрудничеству с местными производителями.

Запрет на курение в общественных местах негативно отразился на части бизнеса. Нововведение не сказалось на заведениях общепита, в которых курение итак не практиковалось. Рестораны и кафе, которые потеряли часть курящих клиентов, теперь надеются на послабление в законе, которое даст возможность открыть для любителей подымить специальные отдельные комнаты.

Что касается кальянных, то, по словам руководителя кальянного сервиса Игоря Шубина, в 2015 году в столице Татарстана произошло четкое разделение рынка на две категории. Это легальный бизнес и заведения, которые нарушают закон.

- Мы нашли способ, как соблюдать ФЗ и оставить кальяны в заведениях. На самом деле запрещены не сами кальяны, а курение табака. То есть нельзя курить вещества, содержащие никотин. Мы просто перешли во всех наших ресторанах на бестабачные смеси, - сказал он.

На встрече с журналистами рестораторы старались продемонстрировать позитивный настрой и особо не углубляться в свои насущные проблемы. Однако им пришлось признаться, что трудности в работе есть и минувший 2015 год для многих выдался непростым. Так, Зуфар Гаязов не стал скрывать, что в прошлом году спад компании был на уровне 20 процентов, некоторые предприятия имели нулевую прибыль или вовсе ушли в убыток.

- Вы понимаете, что открытие предприятия общественного питания требует вложения большого количества денег? В новом году для нас главное сохранить хотя бы нулевую рентабельность. Мы хотим сохранить свой бизнес и рабочие места, - сказал Зуфар Гаязов.

По словам эксперта, противостоять кризису можно, если пересмотреть менеджмент, изменить ценовую политику и формат предприятий.

- Естественно, что в непростой период кто-то будет вынужден уйти с рынка, а кто-то наоборот расширит его. Безусловно, будут проблемы. Если ситуация ухудшится, будут и сокращения на наших предприятиях. Но основной костяк коллективов мы сохраним. На рынке выживут сильнейшие, - подчеркнул он.

Говоря об общих тенденциях прошедшего года, Айдар Булатов отметил снижение числа посетителей на 3-5 процентов. В целом клиенты стали более экономными, сумма среднего чека сократилась на 10-15 процентов. В офисных центрах люди стали экономить на бизнес-ланчах и приносить с собой на обед свои банки с едой.

- В 2014-2015 годах с одной стороны снизилась покупательская способность населения, а с другой повысилась себестоимость продуктов питания. Сначала подорожали зарубежные продукты, вслед за ними потянулись и местные товаропроизводители. В этих непростых условиях мы стараемся договориться с арендодателями о заморозке арендных ставок, заменяем дорогие импортные продукты отечественными и повышаем универсальность наших сотрудников, сокращая их общее количество.

В 2015 году в условиях кризиса на рынок Казани пришли новые игроки. Открылось семейное кафе-кондитерская и татарская национальная сеть быстрого питания. Пока они стараются выполнять показатели своих финансовых планов и приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям. Так, сеть национального фаст-фуда в отличие от коллег по цеху, которые за счет доходов в новогодние праздники покрыли предыдущие убытки, столкнулась с непростой ситуацией. Формат киосков быстрого питания не стал востребованным в морозы. Пришлось привлекать дешевыми ценниками и переключаться на заказы под доставку. Однако директор компании Султан Сафин не унывает, он хочет сделать свой бизнес более ориентированным на студентов и мечтает создать конкуренцию американской сети.


Читайте также: Жители Татарстана сэкономили на праздновании Нового года


Автор: Наталья Рыбакова

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий