Российские IT-компании не в состоянии заменить Microsoft и Apple

03 ноября 2015 // Прочитано 1330 раз

С 1 января в России вступает в силу закон, согласно которому госструктурам придется довольствоваться отечественным программным обеспечением.

Если с мыслью импортозамещения продуктов питания россияне уже как-то свыклись, то переход на «российские программы для электронных вычислительных машин и баз данных» вызвал бурную дискуссию среди их потенциальных потребителей. Ведь высокотехнологичный продукт - не сыр, его много не наваришь за такой короткий срок, даже если захочешь. Хотя освоение этого сегмента рынка в России началось не сегодня, крупные софтверные компании в стране можно пересчитать по пальцам. По данным российского Некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения (НП РУССОФТ), большая часть этого бизнеса сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Но за последние несколько лет крупные разработчики ПО появились и в регионах, в том числе в Татарстане. Так, например, многие министерства и ведомства уже пользуются продукцией местного производителя - казанской компании ICL-KПO ВС. Так, может быть, полное импортозамещение ПО не проблема?

Если говорить о прикладном ПО, то можно с уверенностью утверждать, что российское ПО полностью соответствует мировым стандартам и по качеству и по уровню разработок, - рассказал sntat.ru директор группы компаний ICL Виктор Дьячков. - Однако нужно понимать, что российское ПО в основном и ограничивается прикладными разработками типа 1С, не охватывая в полной мере все потребности заказчика, в которые входит и системное ПО, где отечественные разработки абсолютно недостаточны. Таким образом, существующий на рынке спрос на многообразие программного обеспечения на настоящий момент не может быть удовлетворен только за счет отечественного производителя.

Все компании, входящие в такие объединения производителей ПО, как РУССОФТ и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, готовы включиться в программу импортозамещения. Но их мелкие «собратья» очень разрознены, а для того, чтобы объединить всех для решения таких масштабных задач, нужны титанические административные усилия. В Советском Союзе проблему администрирования решало министерство радиопромышленности. Разработку системного ПО для ЕС ЭВМ, курировало именно оно, а прикладные ПО уже разрабатывались в отраслевых институтах. В условиях же рынка такая организация работы, по мнению директора группы компаний ICL, возможна только, если разработчикам будет поставлена четкая цель, и налажен устойчивый поток заказов на постоянной основе при наличии правильной организации процесса. Впрочем, даже в этом случае, для перехода на отечественное ПО хотя бы «государственных» компьютеров и гаджетов, понадобиться много времени.

- В сегменте разработки системного ПО - операционные системы, системы работы с базами данных и так далее, доминируют, и долгие годы будут лидировать импортные разработчики, - уверен Виктор Дьячков. - Говорить о полном импортозамещении западного системного ПО пока не только преждевременно, но и вообще нецелесообразно. Во-первых этот процесс потребует колоссальных финансовых вливаний, сложнейшей организационной работы и займет по времени не менее 5-10 лет. А главное - нужно учесть, что мы не должны изолироваться от мирового технологического сообщества, а напротив необходимо развиваться и оставаться его частью. Исторически доказано, что ни одна страна мира не может развиваться изолировано, и производить все необходимое для своего существования и прогресса, сохраняя при этом свой уровень и темпы развития.

Новый закон, конечно, не так строг, как кажется на первый взгляд, и стопроцентного перехода государственного и муниципального заказа, в том числе и на ПО на отечественные реестры не предусматривает. Согласно документу, государственные структуры имеют право заказывать и зарубежные товары и услуги. Но тогда необходимо будет предоставить неопровержимые доказательства, что среди отечественных продуктов нет подходящих по качеству и техническим требованиям. А чтобы у государственных и муниципальных заказчиков ПО был выбор, и чтобы объединить всех разрозненных производителей этого эксклюзивного товара, закон предусматривает создание единого реестра российского программного обеспечения.

Но тут возникает другая проблема. Как чиновник, который отвечает за проведение конкурса, выберет компанию-победителя, если он всю жизнь, не задумываясь ни о чем, пользовался зарубежным «майкрософтом» и не разбирается в новейших достижениях отечественных производителей софта?

Есть опасность, что нечистый на руку чиновник просто выберет того поставщика, кто даст больший откат, - рассуждает доцент кафедры информационных систем КФУ Анис Галимянов. - Ведь ни для кого не секрет, что из системы госзакупок не так легко убрать коррупционную составляющую. К тому же закон гласит, что если аналогов ПО, которое требуется заказчику, среди отечественных производителей нет, он может покупать импортное. И заказчику понадобиться специалист в сфере информационных технологий очень высокого класса, который будет способен увидеть разницу параметров и правильно обосновать выбор, а не просто покупать то, что дешевле.

Так или иначе, в новом законе все же больше «плюсов», чем «минусов». Отечественные компании получат новый толчок для разработки ПО соответствующего зарубежным аналогам. Ведь на заре компьютеризации всей страны в России появилось очень много, как сейчас принято говорить, стартапов, специализирующихся на ПО. Но большинство из них, не найдя применения своим идеям на Родине, уехали за рубеж и работают там. В том числе на те же Microsoft и Apple.

- Как преподаватель, который готовит IT-специалистов и программистов, я целиком и полностью поддерживаю этот закон, - говорит Анис Галимянов. - Потому что мои ученики будут более востребованы, у них будет стимул трудоустроиться в России и постоянно повышать свою квалификацию.

Читайте также: Татарстан поможет снять российское здравоохранение с импортной «иглы»

Автор: Елена Мельник

Поделитесь с друзьями

Оставить комментарий