Фарид Мухаметшин: Бюджет Татарстана очень жесткий, на счету каждая копейка

17 октября 2015 // Прочитано 1628 раз

Депутаты Госсовета одобрили закон о бюджете республики на 2016 год. Парламентарии приняли антикризисный, одногодичный вариант документа.

Прогноз - благоприятный

Прежде чем приступить к основному вопросу повестки дня, депутаты выслушали доклад министра экономики Татарстана Артема Здунова - о прогнозах социально-экономического развития республики на 2016-2018 годы. Он подчеркнул, что в текущем году он (прогноз) формировался в сложной обстановке. Обострение геополитической ситуации, напряженность на фондовых рынках, волатильность на рынках нефти и валюты продолжают оказывать отрицательное влияние на макроэкономические показатели.

- Темпы роста мировой экономики замедляются, - доложил министр. - Если несколько лет назад они составляли 5%, то по текущему году международный валютный фонд прогнозирует динамику на уровне 3,1%. В первую очередь в 2015 году наблюдается снижение темпов роста в развивающихся странах, формирующих динамику спроса на углеводородные энергоресурсы. В среднесрочной перспективе российской экономике необходимо будет адаптироваться к сохраняющейся неопределенности в условиях геополитической напряженности, санкций и к новым ценам на нефть. По предварительной оценке минэкономразвития России валовой внутренний продукт в текущем году снизится на 3,9%.

Впрочем, на фоне всех этих международных финансовых катаклизмов Татарстан выглядит неплохо. По словам Артема Здунова, динамика валового регионального продукта республики в январе-августе текущего года составила 99,8%. А индекс промышленного производства в январе-сентябре - 99,5%.

Объем валового регионального продукта по итогам нынешнего года планируется в объеме 1 триллион 788,6 млрд. рублей при динамике роста 99,7%. А в 2016 году рост экономики прогнозируется на уровне 102,2%. 

Отдельно остановился докладчик на прогнозах развития ключевых секторов экономики. На долю промышленности сейчас приходится 44% ВРП. А, по итогам текущего года индекс промышленного производства ожидается на уровне 99,2%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 98,9%. Ожидается, что объем отгруженной продукции составит 1 трлн. 833 миллиарда рублей.

Благоприятный прогноз для промышленности республики дал министр экономики и на будущее. В 2016 году планируется выход на проектную мощность интегрированного комплекса по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида «Аммоний», начнется производство автомобильных бензинов на «ТАНЕКО», будет введен в эксплуатацию завод по производству метилхлорсиланов на «КЗСК-Силикон», запущен Комплекс по глубокой переработке тяжелых остатков на «ТАИФ-НК». Кроме того, планируется вывести на рынок новые модели КАМАЗа, обеспечить полный цикл сборки на предприятиях «Форд-Соллерс» и будут введены в эксплуатацию новые генерирующие мощности на Нижнекамской ТЭЦ.

В результате в 2016 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 102%, а объем промышленного производства приблизится к отметке в 2 трлн. рублей.

В сельском хозяйстве в текущем году тоже все было не так уж плохо. Прогнозируется рост объемов производства до 219 млрд. рублей или в сопоставимых ценах - на 2,6%. Ожидается увеличение объема сельскохозяйственной продукции до 234 млрд. рублей, темпов роста - до 3,2%. В первую очередь - за счет увеличения сбора зерна, картофеля, производства кормов и продукции животноводства.

Неплохой результат республика имеет и по объемам инвестиций в основной капитал. В первом полугодии нынешнего года он составил 207 млрд. рублей. Из них 70% направлено в реальный сектор экономики. По итогам года объем инвестиций оценивается в 560 млрд. рублей, что на 17,2 млрд. рублей больше уровня прошлого года. Объем инвестиций в экономику и социальную сферу республики за 3 года составит около 2 трлн. рублей.

Пообещал министр и рост заработной платы. Среднегодовые темпы роста ожидаются на уровне 107,4%. При этом, производительность труда будет расти в среднем более высокими темпами - 108,7%.

Социальный приоритет

Главный докладчик по проекту бюджета - министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин, отметил, что процесс формирования бюджета республики на следующий год сопровождался неустойчивостью мировых сырьевого и финансового рынков, что осложнило работу по прогнозу бюджета и, в первую очередь, по планированию его доходной базы. Но не слишком.

Ставка была сделана, прежде всего, на стимулирование инвестиционных и инновационных направлений социально-экономического развития республики. А реализация этой задачи, по мнению Радика Гизатуллина, достигается через предоставление льгот по налогам. Это - упрощенная система налогообложения и льготная ставка налога на имущество организаций для производителей синтетических моторных масел.
Кроме того, на 2016 год будет сохранена ставка налога на имущество для торговых объектов на уровне 2015-го - без запланированного ранее повышения.

Наиболее объемными доходными источниками бюджета станут налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 74 % и в бюджете республики - 80 %.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Татарстана прогнозируется в сумме 59,3 млрд. рублей, а в бюджет республики - 41,5 млрд.

- Отмечу, что впервые за последние годы при прогнозе налога на доходы физических лиц закладывается столь низкий индекс роста, - заметил министр. - В 2016 год он прогнозируется в размере 103,2 % к ожидаемым поступлениям текущего года.

Что же касается налога на прибыль, то он прогнозируется в объеме 57,3 млрд. рублей. А прогноз поступления акцизов на 2016 год в консолидированный бюджет Татарстана составит 18,9 млрд. рублей.
Налог на имущество организаций ожидается в сумме 19,7 млрд. рублей - с учетом инвестиций и законодательно установленных льгот. А налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2016 году оценивается в сумме 776 млн. рублей.

Поступления транспортного налога в 2016 году прогнозируется в объеме 3 млрд. 876 млн. рублей. Поступление по налогам на совокупный доход - в 7,6 млрд. рублей. Прогноз сформирован, исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 7,9, млрд. рублей, в том числе из бюджета Татарстана – 3,2 млрд.
С учетом федеральных межбюджетных трансфертов - в сумме 10,7 млрд. рублей.

Возрастут и расходы. Увеличится заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов президента РФ, предусмотренных в «дорожных картах». С 1 сентября предполагается повысить стипендии на 7 %. Коммунальные услуги будут проиндексированы с 1 июля - на 7,5 %. Остальные текущие расходы остаются на уровне нынешнего года.

- Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов, - отметил Радик Гизатуллин. - В 2016 году предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование капитального ремонта и строительства объектов социальной сферы. Будет продолжено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 4,9 млрд. рублей. Все они учтены в составе государственных программ Республики Татарстан.
Также в бюджете на 2016 год предусматриваются средства на софинансирование федеральных программ, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы.

Таким образом, цифры, приведенные главным докладчиком по проекту бюджета на следующий год, подтверждают приоритетность его социальной направленности.

На что и сколько будем тратить

Далее министр привел цифры по отдельным статьям расхода. Общий объем расходов на «общегосударственные вопросы» по консолидированному бюджету прогнозируется в сумме 14,9 млрд. рублей, по бюджету республики - 10,4 млрд. В данный раздел входят расходы резервного фонда правительства, содержание аппарата управления, Академии наук и архивного управления, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям, уплата налога на имущество бюджетных учреждений. Также как и в текущем году предусматривается создание резервных фондов районов и городов.

На национальную безопасность и правоохранительную деятельность отведено по консолидированному бюджету 1,1 млрд. рублей, по бюджету республики - 925 млн. По этому разделу предусматривается содержание и мероприятии МЧС и функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований.

Национальная экономика «съест» из консолидированного бюджета 30 млрд. рублей, в том числе из бюджета республики - 29,2 млрд. А жилищно-коммунальное хозяйство соответственно - 13,8 млрд. рублей и 7,3 млрд. Основные направления расходов по этой части - финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, приемка и ввод в эксплуатацию объектов социально-культурной сферы, ликвидация недоремонта жилого фонда.

На содержание аппарата министерства экологии и природных ресурсов Татарстана и подведомственных учреждений уйдет из бюджета республики - 274 млн.

Но самый крупный раздел расходов бюджета - социально-культурная сфера. В 2015 году расходы в консолидированном бюджете занимают 68%, а в 2016 году они вырастут до 70%. Наиболее значительная по объему статья расходов в это сфере - образование. В 2016 году объем расходов консолидированного бюджета на него составит 73,5 млрд. рублей, бюджета республики - 45,6 млрд.

- Эти средства будут направлены на содержание и развитие более двух тысяч учреждений дошкольного образования, около полутора тысяч образовательных учреждений, более четырехсот учреждений дополнительного образования, около ста учреждений профессионального образования, ресурсных центров и других учреждений, - пояснил Радик Гизатуллин.

По статье «образование» финансируется и ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них - сохранение и развитие языков в Татарстане, организация отдыха детей и молодежи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.

Культура и кинематография потребует в 2016 году всего 8,9 млрд. рублей, а из бюджета республики - 5,1 млрд. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов. На продолжение реализации проекта «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» предусмотрено в 2016 году 400 млн. рублей из бюджета республики. Будет продолжена реализация мероприятий по капитальному ремонту и строительству сельских клубов, учреждений культуры.

На здравоохранение в 2016 году будет израсходовано, с учетом средств обязательного медицинского страхования, 48,5 млрд. рублей, в том числе из бюджета республики - 27,8 млрд. рублей. На социальную политику общая сумма расходов прогнозируется в размере 25,5 млрд. рублей, по бюджету республики - 25 млрд. Расходы по разделу «физическая культура и спорт» составят 2,1 млрд. рублей, по бюджету республики - 1,6 млрд. рублей.

На обслуживание государственного и муниципального долга из консолидированного бюджета уйдет 795 млн.рублей, а из бюджета республики - 101 млн.

В целом же доходная часть бюджета на 2016 год прогнозируется в объеме 194,4 млрд. рублей, расходная – 200,2 млрд. рублей, с дефицитом в 5,8 млрд. рублей. Бюджет республики по доходам определяется в сумме 158,9 млрд. рублей, по расходам - 164,7 млрд. рублей и тоже с дефицитом в 5,8 млрд. рублей.

После недолгого обсуждения законопроект о бюджете Татарстана на 2016 год он был принят в первом чтении. Но судя по множеству вопросов, которые возникли у депутатов во время обсуждения, в последующих чтениях будут вноситься поправки и коррективы.

- Насколько это возможно, бюджет 2016 года сбалансирован, - подвел черту председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. - Во втором и в третьем чтении нужно будет обязательно «примерить» законопроект к параметрам принятой Стратегии-2030. Нужно выдержать социальную направленность бюджета. Это главная миссия руководства республики. Бюджет очень жесткий, на счету каждая копейка.

В течение 12 дней - до 29 октября парламентарии и обладатели права законодательной инициативы могут внести поправки в законопроект.


Тем временем

Госсовет Татарстана принял сразу в трех чтениях изменения доходной и расходной части бюджета на 2015 год

Доходная часть бюджета на 2015 год увеличена на 18 445,3 млн. рублей. Расходная часть - на 17 576,6 млн. рублей.

Дополнительные ассигнования будут направлены на государственную поддержку сельского хозяйства (1 млрд. 299 млн. рублей) и малого предпринимательства (977 млн. рублей), создание дорожной инфраструктуры общего пользования в промышленной зоне Набережных Челнов, модернизацию региональных систем дошкольного образования, обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан, стимулирование программ жилищного строительства и другие цели.

Показатели бюджета с учетом изменений таковы. В 2015 году доходы составят 191 млрд. 320 млн. 622,4 тыс. рублей. Расходы – 208 млрд. 118 млн. 047,2 тыс. рублей. Дефицит - 16 млрд. 797 млн. 424,8 тыс. рублей.


Автор: Елена Мельник

Поделитесь с друзьями

3 комментарии

  • Комментировать Иван Иванович 17 октября 2015 написал(а) Иван Иванович

    Россельхозбанк льготные кредиты выдавал (нужным клиентам),а фермерам в Альметьевске отказывал.

  • Комментировать Галина 18 октября 2015 написал(а) Галина

    Предлагаю комплектовать книжные фонды библиотек не только одной татарской ( исторической, политической), но и русской художественной литературой. Тем более в сельские биб-ки.

  • Комментировать алекс 18 октября 2015 написал(а) алекс

    ещё бы в дет.садах зарплату подняли няням,прачкам и дворникам )))

Оставить комментарий