Марс Бадрутдинов: Опыт Татарстана по проведению «контрольных замеров» уровня коррупции распространят на всю Россию

22 октября 2015 // Прочитано 2479 раз

Республиканская программа противодействия коррупции становится макетом для работы всех регионов страны.

В Татарстане составлен очередной рейтинг антикоррупционной активности властей. Согласно результатам исследования, проведенного Комитетом Республики по социально-экономическому мониторингу по итогам первого полугодия 2015 года, эффективнее всего борются с коррупцией в Кайбицком, Нурлатском районах и Набережных Челнах, а хуже всего в Азнакаевском, Верхнеуслонском и Бугульминском районах.

Одна из «лакмусовых бумажек» возможного появления коррупции - сообщения граждан о нерешенных проблемах на республиканский портал «Народный контроль». За полгода на портал поступило 21 тысяча обращений, что на 8 тысяч больше, чем за 6 месяцев прошлого. Самые «больные» темы - благоустройство территории и организация дорожного движения. Чаще всего на проблемы жаловались жители Казани и Альметьевского района, меньше - население Набережных Челнов, а также Бугульминского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Лаишевского, Лениногорского, Нижнекамского и Пестречинского районов. Но авторы исследования делают неоднозначный вывод: «значительное число обращений, с одной стороны, свидетельствует об эффективности системы, с другой, указывает на недостатки в работе органов местного самоуправления, учреждений и ведомств».

А вот очереди в детский сад, дефицит койко-мест в стационарах и маленькая зарплата врачей однозначно толкуется, как почва для коррупции. По данным предыдущих мониторингов, с 2010 по 2014 годы в дошкольных учреждениях республики было создано 24 988 новых мест. Но детишек народилось еще больше – 33 683 ребенка. Поэтому по итогам прошлого года в целом по республике на 100 мест в дошкольном учреждении приходилось 113 детей (в 2013 году - 115 детей). Так что сейчас в 21 муниципалитете детсады переполнены, а значит, риск возникновения коррупционных проявлений там увеличивается: есть соблазн получить место «по блату». В этой зоне риска - Казань, Набережные Челны и Альметьевский район.

Кроме того, в каждом третьем муниципальном образовании Татарстана более 40% дошкольных учреждений нуждаются в капитальном ремонте. И потенциальная возможность провести его за счет родителей спровоцирует возникновение коррупционной ситуации. Исследование показало, что пострадать от этого могут в Набережных Челнах, Агрызском, Высокогорском, Нижнекамском и Менделеевском районах. А вот в Актанышском, Апастовском, Бугульминском, Лаишевском, Новошешминском и Тукаевском районах вообще нет проблем с ремонтом садиков.

В «красной» зоне по нехватке врачей и коек находятся Казань, Набережные Челны, Альметьевский и Нижнекамский районы.

Но самый «показательный показатель» коррупционного неблагополучия района - это выявляемость должностных преступлений. По данным МВД по Татарстану, в первом полугодии 2015 года количество таких преступлений по сравнению с алогичным периодом прошлого года выросло на 41% - до 569. Это 276 случаев взяточничества, 112 фактов служебного подлога, 85 преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями и 86 - с превышением, 9 случаев халатности и 1 дело о незаконном участии в предпринимательской деятельности.

Лидер в Татарстане по уровню выявляемости должностных преступлений в первом полугодии нынешнего года - Менделеевский муниципальный район. Хороший результат показали еще 16 районов, а в 6 муниципалитетах - Актанышском, Атнинском, Балтасинском, Кайбицком, Муслюмовском и Тюлячинском вообще не было выявлено ни одного преступления коррупционной направленности. Впрочем, вполне может быть, что там коррупции нет.

Всего же в первом полугодии в Татарстане было возбуждено 198 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, 65% таких дел направлены в суды для рассмотрения по существу, а 62 коррупционера уже осуждены: 18 представителей органов исполнительной власти, 10 представителей законодательной власти, по 7 человек из органов местного самоуправления и правоохранительных структур и 20 должностных лиц из других госорганов.

Но как показал мониторинг, некоторые наши граждане, столкнувшись с фактами коррупции, предпочитают сообщать о них не участковому, а сразу на самый «верх». За 6 месяцев нынешнего года в Аппарат президента Татарстана поступило 51 такое обращение - на 6 больше, чем в первом полугодии 2014-го. Причем в 74,5% случаях это были жалобы на представителей местной власти. Особенно участились «сигналы» из Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского, Альметьевского, Лаишевского, Лениногорского и Мамадышского районов.

Данные прокуратуры Татарстана за 6 месяцев нынешнего года подтверждают «крен» коррупционных рисков в сторону органов муниципальной власти. Так за это время было выявлено всего 44 нарушения закона о государственной службе в Татарстане и 830 нарушений закона о муниципальной службе. Особенно «проштрафились» Альметьевский, Мензелинский и Тукаевский районы. А в Актанышском, Алексеевском, Высокогорском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Муслюмовском, Рыбнослободском, Спасском, Тюлячинском и Ютазинском районах не было выявлено ни одного нарушения закона о муниципальной службе.

Как оказывает практика, основным инструментом профилактики коррупции является проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного и муниципального служащего. Но не везде такая работа ведется. В первом полугодии 2015-го проверки поданных чиновниками сведений были проведены только в 10 из 30 органов исполнительной власти и в 30 из 45 муниципалитетах. А в Бавлинском, Бугульминском и Менделеевском районах были выявлены случаи непредставления сведений или неполного их предоставления.

Важное место в профилактике антикоррупционной работы занимают СМИ. По данным Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в первом полугодии 2015 года в СМИ вышло 512 материалов антикоррупционной направленности, из них 54% - это газетные статьи, 21% - материалы электронных СМИ, 20% - телевизионные репортажи, 5% - передачи на радио.

Подробно стоит остановиться на интернет-ресурсах, поскольку именно редакции этих СМИ не ограничены площадями страниц, эфирным временем и могут освещать тему антикоррупции больше других. За отчетный период на страницах информационных агентств и интернет-изданий республики размещено 105 работ. Наибольшая часть материалов (90,5%) подготовлены местными информационными агентствами и порталами, 9,5% - федеральными интернет-изданиями. Среди республиканских СМИ наибольшую активность в освещении темы антикоррупции проявили информационное агентство «Татар-информ» и интернет-портал «События» (sntat.ru).

Оценивая же в целом активность антикоррупционной работы муниципалитетов, авторы мониторинга отмечают, что выше среднего потрудились в этом направлении в Набережных Челнах, Казани, Кайбицком, Нурлатском, Ютазинском, Пестречинском, Спасском и еще в 7 районах. Азнакаевский, Верхнеуслонский, Бугульминский, Апастовский и еще 7 районов выдали результат ниже среднего. А в «среднечках» остались Балтасинский, Аксубаевский, Камско-Устьинский, Мамадышский, Сармановский и еще 15 муниципалитетов.

Что же касается антикоррупционной активности органов республиканской исполнительной власти, то в лидерах - минсельхозпрод, министерство труда, занятости и соцзащиты, Агентство инвестиционного развития и еще 5 министерств и ведомств. В отстающих - министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, минэкономики, министерство промышленности и торговли «плюс» еще 5 структур. А в середине - минздрав, министерство экологии и природных ресурсов, Госжилинспекция и еще 11 органов.

Основные критерии, по которым оценивалась антикоррупционная активность - это систематичность работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, результаты антикорупционной экспертизы правовых актов и деятельности по проведению закупок, работ и услуг, а также информационная открытость и прозрачность.


Компетентно

Марс Бадрутдинов, начальник Управления президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики:

- Во всем мире, в том числе в России признали, что коррупция существует. Поэтому профилактика коррупционных проявлений идет, так скажем, по всем фронтам. Для этого есть закон о противодействии коррупции Российской Федерации, есть такой закон в Татарстане, есть общероссийский национальный план противодействия коррупции, на основании которого тоже разработана республиканская программа. Она была разработана в 2005 году, а с 2011 года ее усилили. А в целом в республике существует около 400 нормативных актов, касающихся противодействию коррупции, включая акты муниципальных образований. Все они направлены на то, чтобы минимизировать и искоренить коррупционные риски. И существует методика, которая определяет уровень коррупции - своеобразный контрольный замер. Для этого и проводится аникоррупционный мониторинг практически по всем направлениям жизнедеятельности государства. Мы определяем уязвимые места, слабые звенья. Результаты докладываются Президенту Татарстана, направляются в профильные министерства, муниципальные образования, в Госсовет, во все структуры - для корректировки их работы и принятие мер. Я убежден, и не только я один - все в нашем управлении убеждены, что результаты есть. Многие руководители, что называется, повернулись лицом к проблеме. Они понимают, какие могут быть последствия и что лучше действовать на опережение - заниматься профилактикой коррупции. То есть определенный положительный эффект организации этой работы на лицо. И теперь опыт Татарстана по проведению таких «контрольных замеров» уровня коррупции и коррупционных рисков будет распространяться на всю Россию. В августе нынешнего года Указом президента России разработанный федеральным правительством по нашей схеме макет «спустили» в каждый субъект Российской Федерации, и все они до 16 октября создали у себя такую же модель антикоррупционной работы, как у нас. Созданы такие же экспертные группы, задача которых выявлять те условия и причины, которые подталкивают к коррупционным проявлениям. И каждый субъект теперь ежеквартально должен отчитываться о проделанной работе перед Аппаратом Президента России по 247 пунктам антикоррупционного опросника.


Автор: Елена Мельник

Поделитесь с друзьями

7 комментарии

  • Комментировать Арсений 22 октября 2015 написал(а) Арсений

    Мне кажется, этой профилактики явно не достаточно

  • Комментировать Андрей 22 октября 2015 написал(а) Андрей

    Коррупция такая тема, что сложно оценить хорошо с ней борются или плохо. Громких дел нет - значит хорошо. Но с другой стороны возможно много мелких недочетов на местах, тут уж вряд ли стопроцентный контроль можно обеспечить.

  • Комментировать Дамир 22 октября 2015 написал(а) Дамир

    Портал «Народный контроль» полезный сервис, но не такой эффективный как хотелось бы. Многие заявки закрывают, так и не решив проблему.

  • Комментировать Эльвира 22 октября 2015 написал(а) Эльвира

    Нам еще самим надо многое поменять в своем сознании. Вместо того, чтобы противостоять взяточникам, мы их оправдываем и сами кормим.

  • Комментировать Марат 22 октября 2015 написал(а) Марат

    Для эффективной борьбы с коррупцией мне кажется нужно создать отдельный орган, который не будет ни от кого зависеть и состоять из сотрудников другого региона. Чтобы приехали к нам в республику например из Новосибирска и навели тут порядок. А то тут все знакомые, родственники и т.п. Своих сажать не будут.

  • Комментировать Емелькино 23 октября 2015 написал(а) Емелькино

    Громких дел нет потому, что все покрывают друг друга. Слов даже не надо - посмотрите, как они живут! А для нас ни дорог нет, ни школы (в нашей деревне - 1959г постройки нач. школа!), ни дет. сада.

  • Комментировать Азат 23 октября 2015 написал(а) Азат

    Насколько я знаю наши противодействующие структуры активно ведут свою деятельность и работают хорошо, даже так, что другим регионам еще догонять и догонять.

Оставить комментарий