Интернет против поборов в образовании

07 октября 2015 // Прочитано 4834 раз

Как родители в Татарстане с помощью Всемирной паутины разрывают коррупционные силки в школах и детских садах

В республике борьбой с поборами занимаются не только Минобрнауки, прокуратура и Управление Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, но и сами мамы с папами. Причем шагнули они далеко вперед благодаря Интернету. Портал sntat.ru поговорил с Екатериной Матвеевой, которая три года назад, открыв группу «Поборы в школах и детсадах» в социальной сети, стала известным борцом с коррупцией. Благодаря ей в образовательных учреждениях находятся бюджетные средства и на ремонт, и на учебники, и на канцтовары.

- Екатерина, расскажите, с чего все началось.

- У меня двое детей, и началось все с того, что мы сами покупали учебники, потому что в школе их не было, в то время как по телевизору чиновники отчитывались, что обеспечивают всех на 100 процентов. Я судилась с Минобрнауки, Минфином, и скопилось много документов, которые хотелось показать родителям, - так появилась идея открыть группу. Потом начала принимать сообщения от других родителей и отправлять их в прокуратуру. К нам стали прислушиваться, мы наладили контакты с министром образования, с прокурором Татарстана, чтобы работать по этим сообщениям. Сейчас группа набрала обороты, сообщений очень много - если раньше было по 400 в год, то сейчас порядка тысячи.

- На что чаще жалуются: поборы, покупка учебников, ремонт, подарки?

- Все, что вы сейчас перечисляете, - это как раз и есть поборы. Поборы - это сбор денег на то, что должно обеспечиваться за счет бюджета. Но в некоторых районах за счет бюджета никаких средств не выделяется. Почему? Потому что заведующие и директора должны подавать заявки в Управление образования, которое должно изыскивать финансы - писать письма в администрацию, закладывать в бюджет. Если детсад или школа не оформили заявку, то нужды перекладываются на учебное заведение. Проблема как раз в том, что заведующие и директора не оформляют заявки - им проще у родителей попросить денег, они к этому привыкли. Хочу сказать, что тут и контролирующие органы должны работать. При приемке школ и детсадов комиссии Роспотребнадзора необходимо фиксировать, что линолеум старый, например, и выдавать предписание на устранение. По этому предписанию школы могли бы запросить деньги из бюджета. Но комиссии эти недочеты не фиксируют, и их никто не исправляет, естественно. Надо внимание обращать на приемку школ и садиков. Сейчас мы этим тоже занимаемся.

- А кто виноват в поборах? Администрация образовательных заведений же руки не выкручивает и в кошелек не лезет, в большинстве случаев родители сами сдают деньги?

- У нас начинают давить на самое больное - на материнские чувства. Фраза «это все для ваших детей» присутствует почти на каждом собрании. Конечно, когда начинают говорить, что если вы не купите канцтовары, то ваш ребенок будет сидеть в уголочке, а не заниматься со всеми детьми, то у каждого родителя что-то екнет внутри. Он скажет: «Ну что мне действительно сто рублей жалко?» Здесь должно быть принципиальное решение - «я сказал нет, значит - нет», и дальше идти по этапам - писать в прокуратуру, в департамент надзора и контроля в сфере образования. Родители, которые не просто ворчат на кухне, а действуют, всего добиваются. Особенно сейчас с технологиями, когда даже выходить из дома не надо. Просто отправляешь сообщения через интернет-приемную. Сейчас мы все тропинки протоптали, и родители по нашему примеру могут сами обращаться. И если раньше заминали коррупционные проблемы, то сейчас по этому направлению хорошо работают контролирующие органы.

- Есть такие родители, которые почему-то чувствуют себя обязанными делать ремонт в садиках или покупать парты в школы и склоняют к этому других родителей. Откуда это?

- Я думаю, что это наш своеобразный менталитет. Начиная с роддома мы на выписку должны принести определенную сумму денег за мальчика и за девочку. Потом пошли в садик - «так, что-то очередь долго идет», родители начинают искать обходные пути. Устроили ребенка за деньги или за спонсорскую помощь и, естественно, считают себя благодарными, и начинается: «А давайте мы сделаем ремонт, купим холодильник, отдадим корову, теленка, поросят» - даже такое бывает! Со школой - ребенка взяли не по прописке, и родители боятся: «Я не буду возмущаться, буду тихонечко сидеть». Пока на него другие родители, чаще из вот той первой категории, оказывают давление. Если бы все изначально было законно, то не боялись бы обращаться в контролирующие органы. Вот это надо исключать, когда за деньги, за спонсорскую помощь в обход очереди детей устраивают в школу, в детский сад. Сейчас с электронными очередями проще - можно посмотреть, кто через тебя «перепрыгнул».

- Родительская активность в вашей группе как-то влияет на существование поборов?

- Это создает общественный резонанс, родитель понимает, что он не единственный, кто против. Была жалоба в группе, что в детском саду с родителей собирали деньги на замену шкафчиков, мы проконсультировали обратившуюся к нам маму, что шкафчики должны меняться за счет бюджета, и рассказали, как надо действовать. Она выкладывала фото всех переписок с заведующей, и контролирующие органы этим заинтересовались, выехали на место, родитель при этом присутствовала. В итоге шкафчики установили за государственный счет. Не надо бояться контролирующих органов, а то у нас любят заявлять, что есть поборы, а когда прокуратура говорит «придите, расскажите» - все в кусты. Самое главное - это не прятаться, потому что во время проверок по документам не всегда можно выявить поборы, нужны свидетельства родителей. Школы, детсады научились подделывать документы, прятать их от проверок, переписывать.

- Даже так? Какие самые распространенные нарушения?

- Мы закрываем одни лазейки, они начинают придумывать новые. Есть письмо министра образования о недопущении сбора денег, в принципе оно должно было перекрыть поборы. Мы выезжаем с антикоррупционной комиссией - как были поборы, так и есть, только все завуалированно. Если один человек из школы захотел сделать ремонт - пожалуйста, ему никто не запрещает. Оформляем договор дарения, и всё. Но у нас договоры дарения обрели извращенную форму. Их сейчас заключают со всеми и считают, что поборов у них нет. Или собирают деньги со всего класса, покупают вещь и приходуют ее с одного человека по тому же договору дарения. Очень много нарушений по школьной форме. Родителям навязывают форму конкретного фасона, вплоть до размера клеточки и ширины складочек. Совпадение это или нет, но оказывается, что такая форма есть только у определенного производителя, а цены у него заоблачные и качество не всегда хорошее. Это те же самые поборы, мы их выявляем и начинаем вместе с прокуратурой прикрывать.

- Так с чего же начать родителям?

- Начать с того, что все действия родительского комитета не легитимны, групповые сборы денег, фиксированные суммы недопустимы. Главное - это добровольность. Надо понять, хотите вы или нет сделать ремонт, купить парты или жалюзи. Хотите - покупайте, не хотите - смело обращайтесь в прокуратуру, департамент надзора и контроля в сфере образования, потому что - это уже не волеизъявление, а оказание давления. Если родитель сказал - «я не хочу сдавать» и начинаются какие-то действия со стороны родительского комитета или учитель предвзято начинает относиться, эти моменты мы тоже выявляем и также сообщаем в департамент и непосредственно министру, а там уже совсем другая проверка идет в отношении учителей и администрации.

- А администрацию образовательных учреждений наказывают как-то?

- Выносят представления, премии лишают за поборы, где-то выговоры бывают. Два выговора - это увольнение, но у нас это иногда не соблюдается.

- Есть в Интернете группы, похожие на вашу?

- У нас есть инициативные родители, которые обратились к нам со своей проблемой, но на этом не остановились и начали работать дальше. У нас в Набережных Челнах, Елабуге, Альметьевске и в нескольких районах есть инициативные группы. В Чебоксарах глядя на нас начали активно работать - открыли подобное сообщество, наладили контакты с прокуратурой. Если такие группы появятся во всех городах и районах, то родителям станет проще - они будут знать, куда обращаться. И прокуратуре легче - удобнее работать с одной, двумя организациями, которые будут собирать всю информацию, чем объяснять каждому из бесконечного потока родителей.

- А вам зачем все это нужно? Вы официально трудоустроены в Управление Президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики или за идею трудитесь?

- Нет, я не трудоустроена (смеется). На данный момент я воспитываю двоих детей, они учатся в шестом и седьмом классах, но в качестве какого-то азарта в составе управления выезжаю в районы для проверок. Я работала бухгалтером, знаю, как ведется документация, могу сопоставить ее. Меня как-то один из чиновников спросил про мое неравнодушие к школьным поборам: «Ну что вы такая жадная?!» Я говорю: «Нет, я не жадная, я просто хочу добиться своих прав!»

- Спасибо вам за это!

Авторы: Дарья Турцева, Рамиль Гильванов

Поделитесь с друзьями

25 комментарии

  • Комментировать Лия 08 октября 2015 написал(а) Лия

    Женщина, которая не работает, не платит налогов, учит всех и каждого как надо работать - смешно. Говорит что наладила контакт с министерством образования, но так и не ответила на вопрос, почему министр образования продолжает издавать письма, в которых говорится, что канцтовары в детских садах должны покупать родители. При этом Матвеева за это же детские сады преследует. Замечательное взаимодействие с министерством! И виноваты-то у нас во всем директора и заведующие. "Им проще собрать деньги с родителей" - бред сумасшедшего. Проще как раз таки подать заявку и купить все на бюджетные деньги, кабы эти деньги выделялись. "Суммы в роддом за мальчика и за девочку" - еще один бред. Родила двоих, нигде ни копейки не потратила. Ну ездить на проверки "в качестве азарта" - это вообще апогей. Может вам в качестве азарта работу пора выходить, девушка? Дети то подросли. Я даже могу подсказать кем. Директором школы. Ведь лучше всех все знаете, вот и будете подавать заявки, и будет в той школе все в шоколаде. А мы посмотрим. А то говорить и учить других только горазды

  • Комментировать Алина 08 октября 2015 написал(а) Алина

    Вы правы, Лия, на 100%, особенно в вопросах трудоустройства. Я бы тоже поняла, если бы деткам было 6 и 7 лет! Но не семиклассник! Мне, к примеру, в 7 классе было уже 14 лет! Я воспитывала троих - и работала. А на какие средства эта дама проживает с семьёй? Супруг миллионер? Хотя неблагодарное это занятие - считать чужие деньги!
    Что касается "поборов" в детских садах и школах, то тут однозначно - помощь должна быть, действительно, ДОБРОВОЛЬНОЙ! И контролировать данный вопрос ОБЯЗАНЫ соответствующие контролирующие органы, а не кто попало для пиара. От того и результат таков!

  • Комментировать Юлия 08 октября 2015 написал(а) Юлия

    В группе вк оскорбляет учителей, не дает высказать свою точку зрения. Права лишь она и только она. Призывает идти танком на школы,детские сады. А воспитатели и заведующие такие же подневольные люди- как им дали указ "сверху" . Почему гражданка не идет к президенту и не задает там вопросы? От ее действий столько негатива...
    Во всем должна быть середина, а она увлеклась. Нельзя,чтобы были одни требования и права, у нас есть еще и обязанности. Подрывая авторитет учителя и воспитателя мы вырастим поколение потребителей.

  • Комментировать Галина 08 октября 2015 написал(а) Галина

    Видимо, это учителя пишут. Так вы выполняйте свою работу - учите, а не деньги собирайте. А когда кому на работу выходить - нечего обсуждать, неудачницы. Вы то сами на работу выбежали от хорошей жизни? Наверное у мужа зарплата маленькая, поэтому сами пошли зарабатывать. Женщины у которых проблем нет с мужем, домашний уют создают и детей воспитывают. Такие как вы, защитники школьных поборов, и создают коррупцию в стране.

  • Комментировать Лия 08 октября 2015 написал(а) Лия

    Алина, так ведь она и добровольную помощь обругивает так, что хоть стой хоть падай. Не должно быть фиксированных сумм, говорит. И если родители решили скинуться по 300 рублей, допустим, то это уже поборы, потому что при добровольной помощи одинаковых сумм не бывает. Ну что за бред? Ну предложил кто-то, а давайте по 300, все не против. И что? Чтобы мадам Матвеева была довольна, нужно одному принести 285, второму 304, а третьему 315? У меня порой глаза на лоб лезут от того, что она несет. А ее гениальная фраза "У меня слава богу нет начальников и нет должностных обязанностей" (в диалогах в ее группе в контакте это все легко можно найти). Рада за вас, Екатерина, но когда неработающий и живущий в свое удовольствие человек, не имеющий должностных обязанностей, постоянно тыкает других в их обязанности, и терзает, и строчит жалобы - это нормально. У вас, Екатерина, начальства нет, а вот у педагогов, у воспитателей, у заведующих и у директоров начальства очень много. Только вы его не трогаете, а терзаете тех, от кого ничего не зависит.

  • Комментировать Лия 08 октября 2015 написал(а) Лия

    Галина, заметьте, тут никто и не заикался о сборе денег учителями. Зато вы сразу об этом заговорили. Не о чиновниках, а снова об учителях.

  • Комментировать оксана 08 октября 2015 написал(а) оксана

    Галина вы о чем. Мы не учителя, такие же родители, только адекватные. Нам тоже не нравиться поборы, но мы можем отличить маразм от поборов.

  • Комментировать Лия 08 октября 2015 написал(а) Лия

    Екатерина Матвеева. Вы столько раз говорили что проблема в том, что учителя и заведующие не подают заявки. Если вы действительно в это верите, что вам мешает это исправить. Алгоритм такой: приезжаете на очередную проверку в школу или детский сад, видите что, например, ремонт требуется, мебель старинная, линолеум старый и т.д. Сажаете за стол директора или заведующую, и пусть при всей вашей комиссии пишет заявку на все необходимое. И так в каждой школе или детском саду, где вы побываете. Берете себе копии этих заявок и следите за тем, как инстанции повыше их исполнят и выделят деньги из бюджета. Заодно и проверим вашу теорию о том, что "деньги на все выделяются, просто директора и заведующие не подают заявки". Все легко и просто. Дерзайте:) Или не захотите виновных повыше искать? Школы и сады ведь обвинять легче, правда?

  • Комментировать Галина 08 октября 2015 написал(а) Галина

    Уважаемая Лия, вот из-за таких родителей как вы и возникают проблемы. Когда кто-то решает, что нужно скинуться по 300 рублей на шторы, стол учителю или воду бутилированную. Может мне не нужно все это, а кто-то за всех решает, что дети не могут с 8 до 12 часов в школе просидеть без бутилированной воды. Поэтому все добровольно должно быть. мне не нужны шторы, стол учителю и бутилированная вода, я не сдаю деньги, а кто хочет перед директором и учителем балл заработать, пусть сдают.

  • Комментировать Лия 08 октября 2015 написал(а) Лия

    Уважаемая Галина! Вас опять унесло не в ту степь. Возвращаю вас к сути разговора. Мы говорили о добровольных взносах, давайте о них и продолжим. "Кто-то за всех решает" - это ваши фантазии. И если вам кажется, что кто-то к чему-то вас принуждает, не надо всех под одну гребенку. Вы правы, все должно быть добровольно. Причем для всех, а не только для тех кто против. И если я и другие родители считают, что вода в классе быть должна, то нам неважно сдаете вы или нет, нравится вам это или нет. Мы купим эту воду и все. Мы пробовали детям отправлять маленькие бутылочки - им не хватает! И не до 12, а до 15 часов (или вы как Матвеева не работаете и работающих родителей понимать не хотите?). В общем не надо делать трагедию на пустом месте и обвинять в чем-то тех, кто думает не так как вы. Вы ничего обо мне не знаете, чтобы утверждать, что из-за таких как я возникают проблемы.

  • Комментировать Лия 08 октября 2015 написал(а) Лия

    Галина, и говорить, что родители покупают воду или что-то другое для того, чтобы заработать балл перед директором - это надо иметь ну очень извращенное понятие о людях. Здоровому и адекватному человеку такое в голову не придет. Кстати, Матвеева (и никто другой больше) говорит вашими же словами. К чему бы это?

  • Комментировать Гульшат 08 октября 2015 написал(а) Гульшат

    Борьба с поборами - это, наверное, хорошо. Только если без маразма, как правильно тут ниже написали. Но когда эта домохозяйка поучает воспитателей, психологов, дефектологов и других специалистов, и считает, что она лучше всех знает, КАК должны работать все эти специалисты - это и смешно и грустно. Смешно потому что это выглядит глупо, а грустно потому что этого человека наделили какой-никакой, а властью. Этим она себя и скомпрометировала и оттолкнула от себя людей - тем, что стала лезть даже туда, в чем нисколько не разбирается. Звездная болезнь подвела.

  • Комментировать Алиса 09 октября 2015 написал(а) Алиса

    Была эта женщина у нас в саду, жаль, мне поздно сказали. Более того, подходила именно к моему ребенку, вопросы задавала. Первый раз пожалела, что в садике нет камер видеонаблюдения. Обратилась бы в суд.

  • Комментировать наиля 09 октября 2015 написал(а) наиля

    я полностью поддерживаю Матвееву. все у нас только гладко на бумаге и совсем непросто в жизни......это очень неприятно когда дочка приходит домой ежедневно с порванными колготками из за старых стульев.
    а на бумаге все прекрасно.......главное фасад красивый-окна пластиковые.а что внутри школы........обшарпанные полы.сломанные стулья и столы.а администрация школы все отписывается о прекрасной школьной жизни

  • Комментировать Гульшат 09 октября 2015 написал(а) Гульшат

    Алиса, а я наших воспитателей сразу предупредила, что если она в наш сад заявится, полезет по шкафчикам или к детям с вопросами, чтобы сразу звонили мне. Сказала что категорически запрещаю чтобы эту женщину подпускали к моему ребенку и его вещам. А то других законами лупить она любит, а сама забывается.

  • Комментировать Катя 10 октября 2015 написал(а) Катя

    А в школах и в детских садах больше делать нечего. Только сидят и ждут- кто сегодня с проверкой заявится: РОО, департамент или какая-нибудь домохозяйка для разнообразия.

  • Комментировать АЛИНА. 12 октября 2015 написал(а) АЛИНА.

    Побольше бы таких мам как Матвеева. Умница!

  • Комментировать Гузель 15 октября 2015 написал(а) Гузель

    Не дают учителям работать с детьми, по этим жалобам учителя только по прокуратурам ходят. Если вы так относитесь к учителю, как можно тогда доверить ребенка ему. Нужно уважать человека, которому доверил самое дорогое. Никто никого не заставляет платить. Про деньги за воду стыдно говорить. Не хотите, не платите, пусть ваш ребенок сидит без воды. А я хочу, чтобы мой ребенок пил хорошую воду. И заплачу 300 рублей за нее. Да, согласна, есть малообеспеченные, многодетные семьи, с них никто деньги не собирает.

  • Комментировать Любовь 24 октября 2015 написал(а) Любовь

    конечно в пределах разумного можно отдать деньги как говорится "в фонд класса" на что-то разумное,необходимое , но не на подарки же всей администрации школы.Любовь

  • Комментировать Виктор  Филимонов 24 октября 2015 написал(а) Виктор Филимонов

    Принципиальные люди конечно есть,мало конечно, но с поборами надо бороться.Так привыкли к поборам в роддомах, д. садах, школах просто караул.За все надо платить.А причина одна, на словах запрещают, деньги не выделяют, а жить както надо.Вот и придумывают , как выкрутится.Поэтому все запреты , условны.Как собирали ,так и собирают везде.Сейчас только на родителей перекинули.Думаю нам всем надо быть просто принципиальными.Нет и. все., и просить не будут.

  • Комментировать Станислав 25 октября 2015 написал(а) Станислав

    то , что девушка сидит дома и занимается детьми нет ничего плохого, тем более если может себе это позволить, и следовательно женщины которые критикуют ее за это - либо завидуют, либо их мужья не в состоянии это позволить))) что касается попоров в школах или детских садах - так это действительно есть , было и будет, а почему, да потомучто большинство родителей стараются выглядить перед учителем и тем более перед директором "хорошенькими" и идут и платят, а потом на улице или между собой "жалуются" (сам лично видел и слышал таких "ярых" родителей, которые на собрании громко кричат что надо сдавать, а потом стоят отдельно "своим сборищем" и обсуждают , что "дорого") поэтому и большинство смотря на это "стадное чувство" начинают платить, забывая о том , что мы платим налоги и деньги в бюджете на это выделяются))) а платить или не платить - это должно быть действительно добровольно, а не играть на чувствах родителях и страхах перед будущем))))

  • Комментировать Александр 25 октября 2015 написал(а) Александр

    Родители сами должны купить своему ребенку атлас и контурные карты, а они не покупают. Безусловно учитель будет говорить что надо их приобрести, ведь на уроке географии без атласа и карт нечего делать. Я считаю что тут нет ни каких поборов.
    А некоторые родители всего этого вообще не понимают и все берут в штыки Или например кружок технического творчества ученик на кружок приходит без ничего. Скажите мне пожалуйста кто должен это приобрести, уж опять ни школа ли?

  • Комментировать Олег 28 октября 2015 написал(а) Олег

    Моё личное мнение, что многие люди, вернее, большинство, ведут себя, простите за выражение, как "стадо баранов" идущих друг за другом. Все сдают, и я так - так проще. Мне всегда интересно, есть ли, вообще, контролирующие органы у нас в стране?!

  • Комментировать Free Games Download 31 октября 2015 написал(а) Free Games Download

    Классные руководители здесь не при чем. Все идет с Управления образования и выше. Школы , похоже содержат только  родители

  • Комментировать учительница 03 ноября 2015 написал(а) учительница

    контролирующих органов очень много! Учителя не могут Куда -либо пожаловаться. Все это очень надоело! "Вы должны уметь работать с родителями!" -таков ответ на любое возмущение со стороны учителя. Нам "всучивают" невостребованные билеты в театры, заставляют подписываться на журналы и газеты, которые нам очень "интересны", продавать лотерейные билеты и т.д. Я работаю учителем не потому, что мой муж мало зарабатывает, и не потому, что я неудачница! Я люблю работать с детьми! Иногда руки опускаются! Как воспитывать в детях патриотизм, доброту, честность, когда кругом все чиновники воруют, воруют, воруют....

Оставить комментарий